Этапы создания салона красоты можно разбить на две части – то, что необходимо сделать предварительно, то есть до начала непосредственных действий по созданию салонного бизнеса. И вторая группа – этапы непосредственной работы по открытию салона красоты.
Предварительные этапы
Знаний много не бывает. И если чем-то заниматься, будь то ядерная физика либо красивый бизнес, в выбранной профессии надо разбираться досконально – мелочей не бывает. Поэтому прежде чем приступить к созданию салона красоты необходимо изучить все, что может пригодиться. А потом, продолжать изучать это до тех пор, пока не почувствуете, что никаких «темных пятен» не осталось, и вы все знаете. Но поверьте, если постоянно учиться, то ощущение «сытости» никогда вас не посетит. Вот и получается, что учиться приходится всю жизнь.
И вот, что точно надо изучить до того, как вы начнете действовать:
- Нормативные акты, регулирующие салонный бизнес. А их не мало. Сюда относятся санитарные нормативы и требования пожарников, трудовое законодательство, закон защиты прав потребителей и множество других документов и, конечно, основы материального учета и бухгалтерии. Вы можете сказать: «а зачем все это нужно?» Ведь сотрудники Роспотребнадзора, МЧС и других надзорных органов сами укажут на ошибки и объяснят как их исправить, и потом всегда будет возможность быстро заглянуть в СНиПы, САНПИНы, в законодательные и нормативные документы или в закон о защите прав потребителей и найти ответ на нужный вопрос, а уж бухгалтерией точно вы сами заниматься не будете. Все, конечно, так. Но вот только советы инспектирующих органов стоят дорого, да и не допускать ошибок предпочтительнее, чем исправлять. Когда наступит очередь решать трудовой конфликт или урегулировать проблемы с клиентами, уже будет поздно читать законы, это надо было делать раньше. И лучше не доводить до конфликта. А уж отдать на откуп бесконтрольное ведение финансовой отчетности наемному бухгалтеру, ничего в этом самому не понимая самому, полностью положиться на честность и компетентность работников, совсем легкомысленно.
Все нормативные знания должно прочно «сидеть» в подкорке и на уровне рефлексов и инстинктов не позволять вам допускать ошибки. И помните – постоянно выходят все новые и новые законы и акты, следите за тем, чтобы вы пользовались актуальной на данный момент версией нормативной документации.
- Основы менеджмента и маркетинга. Читать Чехова и Пушкина, конечно, приятнее, чем книги по бизнесу, во всяком случае, мне. Но ничего не поделаешь! Придется чередовать. Сейчас доступно огромное количество очень полезных книг о том, как построить и управлять бизнесом. При этом не стоит только ограничиваться книгами о салонном бизнесе – их не так уж и много и не все они заслуживают детального изучения. Есть много других книг, например, об организации клиентского сервиса, об управлении коллективом, о проведении рекламных компаний … всего не перечислить. А кроме книг есть еще и журналы, в том числе отраслевые. А есть еще и Интернет-сайты, и есть еженедельная рассылка новостей и анонсов статей, на которую можно бесплатно подписаться и получать свежую профессиональную информацию не выходя из дома – на свой мэйл адрес. В общем, в этом мире есть, что почитать на сон грядущий! А так же, есть куда и пойти – если иметь в виду регулярно проводящиеся семинары и курсы обучения, а также профессиональные выставки, которые стоит посещать.
- Азы профессионального мастерства. Если вы раньше не работали парикмахером или косметологом, то и не стоит осваивать эти профессии так, что бы можно было самому встать к «станку». Но разбираться в базовых вопросах каждого специальности представленной в вашем салоне необходимо! Вы должны знать какие услуги существуют, как они оказываются, какой эффект они дают и какие осложнения после них бывают. Более того, знание профессиональных азов позволит вам на одном языке общаться с мастерами, понимать их профессиональный уровень и не допускать, чтобы они вас обманывали, а это, к сожалению, случается.
Итого: вопросов и проблем, с которыми вам предстоит встретиться множество, диапазон их огромен, а вероятность возникновения не предсказуема. Надо быть готовым ко всему. Чтобы не зависеть ни от кого, не нуждаться в помощи и советах, вы обязаны разбираться во всех аспектах салонного бизнеса: от технологии оказания услуг до проведения рекламных акций и ведения бухгалтерской отчетности.
Этапы непосредственной работы по созданию салона красоты
Теперь перейдем к тем шагам, которые относятся к непосредственной работе по открытию салона красоты.
- Разработать предварительную концепцию
Это самый первый, возможно, несколько интуитивный шаг, от которого, тем не менее, зависит очень многое. Еще до первых практических шагов, до поиска помещения, до подбора оборудования, вы должны в голове представлять, какой салон красоты вы хотите создать. Прежде всего, «иллюзия» вашего будущего салона должна содержать максимально четкие контуры, как минимум, двух форм - уровень будущего салона и его целевую аудиторию. Неплохо было бы, если бы вас также посетили откровения относительно дизайна салона и его названия. В общем, чем подробнее вы представите свой будущий салон, тем более осмысленными и целенаправленными будут все последующие действия, прежде всего, касающиеся подбора помещения. А значит, будет меньше потраченного в пустую время и средств. Однако сразу хочу заметить, что это именно предварительная концепция, которая в последующем претерпит множество изменений, возможно, она изменится радикально – это неизбежный процесс адаптации вашей смелой идеи к реальности рыночной ситуации.
- Выбрать хорошее место расположения
Вы уже разработали предварительную концепцию. Вы поняли, какого уровня салон красоты вы хотите, какие цены там будут, и каких клиентов вы ждете. Исходя из этого и руководствуясь правилами, которые я изложу ниже, вы и будете искать помещение. Будет оно в центре города или на окраине, в торговом центре или офисном здании – все это зависит от предварительной концепции.
- Провести маркетинговое исследование в районе расположения салона.
Этап, который без сомнения, можно назвать центральным и предопределяющим. В процессе проведения маркетинговых исследований вы должны окончательно определить окончательную концепцию своего салона в зависимости от конкурентной ситуации на территории, где будет находиться ваш салон. При этом исследуются не только окружающие салоны, но и определяется окончательная целевая аудитория, на которую и будет ориентироваться ваш салон. Именно в связи с первостепенной важностью этапа проведения маркетингового исследования мы посвятили ему отдельную главу нашего курса, с которой вы сможете ознакомиться в приложении к этому тому. А пока мы рассмотрим этот этап в общих чертах. Итак, чем так важен этап маркетингового исследования и что он нам может дать?
- Скорректировать концепцию салона под выбранный район расположения салона.
Этот, как раз тот этап, на котором ваша концепция претерпит, если уж не радикальные изменения, то, как минимум существенную коррекцию. В ходе маркетингового исследования Вы выясните, какие салоны вас окружают, какие у них сильные и слабые стороны, какого они дизайна, какая ценовая у них политика и т.д. Ваш салон НЕ ДОЛЖЕН повторять их – он ДОЛЖЕН быть другим. Именно на этом этапе черты вашего будущего салона вырисовываются до мелочей и приобретают свои окончательные формы. Все, от названия до системы клиентского сервиса, должны быть направлены на индивидуализацию вашего салона и на максимально полное соответствие требованиям вашей целевой аудитории.
- Коррекция финансового плана.
Этап понятный и, как будто бы, логичный. Тем не менее, о его необходимости стоит обязательно заметить, а то, в спешке можно и пропустить. После окончательного формирования концепции, которая, как было замечено, скорее всего, будет отличаться от первоначальной, объем изначально запланированных инвестиций, так же измениться. И это обязательно надо учесть. Самое ужасное, что может случиться, обнаружить на половине пути, что деньги закончились и взять их больше негде! Поэтому внимательно проанализируйте насколько больше Вам понадобится средств для создания салона красоты в свете окончательно выработанной концепции. А вместе с этим, пересчитайте и доходную часть бизнес плана, которая, так же, как и затратная статья, будет отличаться от Ваших первоначальных планов. Когда вы сделаете все это и сложите вместе, у вас получится реальный бизнес план под реальные условия.
- Технологическое проектирование.
Еще один этап, являющийся «жизнеопределяющим» для будущего салона. Если мы сравним с биологией, то это этап, на котором у будущего ребенка, являющегося еще плодом, происходит формирование всех внутренних органов. Это особый период, требующий от будущей матери максимального внимания и заботы о своем потомстве. И насколько этот этап правильно пройдет, настолько, во многом, и будет завесить здоровье будущего ребенка. Этап технологического проектирования для салона красоты не менее важен. Он заключается в планировке помещения и его дизайне под сформированную концепцию. А от этого, не много не мало, будет зависеть, насколько эффективно с точки зрения доходности будет работать ваш салон.
- Документальное оформление бизнеса.
Этап совсем не творческий, несколько скучный и прозаичный, преисполненный формализмом и рациональностью. Но эти понятия в нашей жизни никто еще не отменял, а без самого этапа обойтись не получится. Он включает регистрацию вашей фирмы, оформления договором аренды или владения собственностью, получения всех разрешительных документов и разработки внутренней документации, требуемой СЭС и пожарниками. Это важно для дальнейшей спокойной и бесконфликтной с контролирующими органами работы.
- Решение кадрового вопроса
В самом начале, мы уже говорили, что в салонном бизнесе кадры решают – ВСЁ! И к этому этапу надо подойти с большим вниманием, начав решать этот вопрос еще ДО открытия салона, что бы к началу работы штат был укомплектован и мастерами, и администратором. При этом, не исключено, что потребуется их обучение в соответствии с особенностями вашего салона, а это, как вы понимаете, время. И если вы спохватитесь поздно, то к моменту открытия салона, вы можете оказаться не готовым к приему клиентов не только из-за недостатка работников, но из-за недостаточной их квалификации. А это, очень плохо – вы потеряете не только время, но клиентов, которые, встретившись при первом посещении вашего салона проблемами обслуживания, едва ли захотят вернуться туда еще раз. Как говорил Б. Шоу: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление».
- Поиск поставщика профессионального оборудования и материалов.
Этап, который при изобилии и оборудования, и материалов, может показаться не столь значительным и сложным, каким он является на самом деле. Но это совсем не так! И вот по каким причинам: во-первых, оборудование и материалы подбираются строго под выработанную концепцию, т.е. в зависимости от ассортимента услуг и направленности вашего салона, а во-вторых, оборудования оборудованию рознь и по качеству и по стоимости, поэтому выбрать и приобрести его, заехав «по дороге» в одну из многочисленных фирм, не получится. Его надо тщательно выбирать у различных поставщиков, принимая во внимание, как я уже сказал, и концепцию вашего салона и соотношение цена – качество самого оборудования.
Подготовка внутренних документов
Внутренняя документация обширна. Это и кадровые документы – трудовые договора, должностные инструкции, кодексы поведения, правила трудового распорядка и т.п. Документы по санитарной тематике – план производственного контроля, журналы результатов самопроверок, графики замены дезстредств в стерилизаторах и т.п. И финансовые документы - документы по материальному учету и бухгалтерии, прайс-листы по форме устраивающие надзорные органы. Управленческая документация – учредительные документы, приказы и т.п. В общем, шкафчик для всего этого потребуется. А еще не обойтись без компьютерной программы, которую нужно подбирать под себя заранее (есть из чего выбрать).
- Разработка программы маркетинга и рекламы
Было бы очень обидно, открывшись не получить клиентов. Поэтому чем ближе к открытию, тем больше времени нужно уделять программе привлечения клиентов. То есть, детально продумать какие именно действия, какие рекламные и маркетинговые акции необходимо задействовать, чтобы привлечь клиентов как можно быстрее и в как можно большем количестве.
- Подготовка к открытию и открытие
Красивый, праздничный момент. Гроздья надутых шариков, музыка, улыбки и поздравления. Так представляют себе день открытия многие. Отчасти это так и есть – большой праздник. Но к тому же это еще и организованный спектакль, шоу для гостей салона красоты.
Мы перечислили не все этапы, это лишь основные. Не следует думать, что все вот так по очереди происходит, ряд этапов движутся параллельно, а в некоторых случаях даже меняются очередностью. Но в целом вы получили некоторое представление о том, какие бывают этапы создания салона красоты.
Если Вы хотите ли получать новости, обзоры и дополнительную информацию о салонном бизнесе, тщательно отобранную нами в дебрях Интернета, а также эксклюзивную информацию, не содержащуюся ни на одном Интернет-сайте, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку нашего электронного журнала "Салонный бизнес" и регулярно получать по электронной почте анонсы новых статей и наши комментарии.
Рассылка по салонному бизнесу