Те, кто бывал за рубежом в салонах красоты, подтвердят, что наши салоны красоты и тамошние – небо и земля. Конечно, не берем расчет азиатские салоны красоты, где стригут под открытым небом. А вот на Западе всегда выражена четкая специализация – здесь только стрижем, а там только маникюр. Косметология – только отдельно, в эстетических клиниках. Массаж – тоже отдельно. СПА – тем более.
Наш салонный бизнес соединяет под одной крышей любые из перечисленных направлений. Легко и непринужденно. В любом мыслимом или немыслимом сочетании.
С точки зрения бизнеса – это хорошо, потому что клиентам всегда удобно получать множество разных услуг в одном месте, не тратясь на переезды из одной точки в другую.
Однако с точки зрения Закона, в таком объединении в одном предприятии красивого бизнеса бытовых услуг (парикмахерские, ногтевые, визаж и т.п.) и медицинских услуг (косметология, лечебный массаж и т.п.) дает много нестыковок и непонятностей.
Наш уникальный российский (и украинский, белорусский, казахский и т.п.) путь развития салонного бизнеса – «два в одном», «три в одном», «четыре в одном» и так далее. Попробуйте за рубежом найти что-то подобное, не найдете. А у нас это норма.
Наш отечественный гибрид лавирует на стыке двух РАЗНЫХ САНПИНов и СНиПов. А эти санитарные нормы и правила для бытовых и для медицинских услуг весьма отличаются. Далее – бытовые услуги проходят упрощенный характер регистрации, а к медицинским – серьезные требования и необходимость получения медлицензии. Такое впечатление, что по среднестатистическому салону красоты проходит невидимая граница, отделяющая парикмахерский зал от косметологического кабинета. По одну сторону это границы – одни законы, по другую – другие. И ходят проверять это все разные надзорные инстанции. Эта неразбериха продолжается, хотя в последнее время государство предпринимает много шагов, чтобы распутать этот «гордиев узел», выпуская все новые указы и нормативные акты.
Как это все сложилось, как образовалась эта необычная, несуществующая нигде в мире модель салон красоты по-русски, можно понять, только заглянув в историю. Как, когда и как из парикмахерских советского образца стали «вылупляться» первые салоны красоты, вы можете прочитать ниже.
Эволюция салонного бизнеса
Если Ваш возраст позволяет отмотать пленку назад и вспомнить жизнь страны под названием СССР в части услуг по уходу за внешностью, то вся сфера индустрии красоты в «доперестроечный» период была представлена исключительно парикмахерскими, где предоставлялись только, так называемые, имиджевые услуги: стрижка, окрашивание, укладка, маникюр и педикюр. В Москве были, конечно, и институт красоты на Калининском проспекте (ныне Новый Арбат), и Чародейка, но на общую картину печальной безысходности сферы услуг по уходу за внешностью это никак не влияло.
«Зайди никакой, выйди красивым» - примерно такой тайный слоган характеризовал коренной подход к красоте, творимой руками мастеров, порой весьма талантливых, того времени. Но красота эта была временной, скоротечной. По своей природе самая эффектная укладка волос живет не долго, и если хочется выглядеть на все сто, то в заведение красоты требовалось приходить снова и снова.
Очевидно, что при таком подходе никак не реализовывалась основная сегодняшняя идея, исповедуемая мировой индустрией красоты – помогать людям выглядеть не только эффектно внешне, но и моложе своих лет. Потребителям требовалась профессиональная косметология, а парикмахерский сектор продолжал только стричь, брить, красить ногти, обрекая клиентов на домашние маски из огурцов, меда, яичных желтков и т.п. Надо было что-то менять. И перелом наступил. Он произошел в тот момент, когда к потребителям пришло осознание того, что эффект имиджевых процедур – стрижки, укладки, макияж, маникюр и педикюр всегда носит временный характер, они лишь ненадолго ретушируют эстетические недостатки, а коренным образом помочь в проблемах старения кожи, борьбы с морщинами, косметологическими недостатками фигуры не могут. Спрос родил предложение – в тогдашних парикмахерских стала появляться фигура сначала мастера-косметика, а потом и косметолога. Когда это явления стало более-менее массовым, потребовалось различать обычные парикмахерские от тех, где есть косметология. Первые так и остались парикмахерскими, а вторые назвали себя салонами красоты. Позже это разделение было закреплено ГОСТом.
Именно с момента, когда стали предлагаться услуги по лечебно-профилактическому уходу за внешностью, можно отсчитывать начало истории развития отечественных салонов красоты, которая ведет свой отсчет с 1989 года, когда на Тверской улице в Москве появился первый полноценный салон красоты Ив Роше, который, кстати сказать, существует и поныне, хотя и сменил формат, став больше магазином по продаже косметики этой марки. С тех пор салоны красоты (пиком их появления стала середина девяностых годов прошлого века) современного формата, предоставляющие широкий спектр услуг не только имиджевого характера, но и услуги лечебно-профилактического ухода за внешностью, являются основой салонного бизнеса. Однако имиджевые услуги в современной модели салона не исчезли, они являются стабильным источником дохода и пользуются неуклонным спросом, хотя по доходности постепенно уходят на второй план, деля «крышу» с активно развивающимися и пользующимися все возрастающим спросом косметологическими услугами.
Дальнейшая эволюция индустрии красоты вполне закономерно происходила под флагом сближения с медициной. Давайте подумаем, может ли человек хорошо выглядеть, когда не совсем здоров, страдает синдромом хронической усталости или измотан постоянными стрессами? Здесь никакой косметолог не поможет. Спасти может только комплексное воздействие на организм, направленное на релаксацию и общее оздоровление. Именно эта идея и реализуется во многом новым и, без сомнения, самым передовым направлением индустрии красоты – СПА. Термин, появление которого приписывают, чуть ли не Петру I, означает комплексный лечебно – профилактический подход к заботе о здоровье. Эта часть отечественного рынка индустрии красоты еще более молода, чем классические салоны красоты и насчитывает, если не считать первые единичные СПА-салоны, чуть более пяти лет. Но этого времени хватило, чтобы СПА услуги заняли главенствующие позиции на салонном рынке, являясь не только наиболее технологичным видом салонного бизнеса, но и реализующим наиболее грамотные и выгодные для предпринимателя системы бизнес - управления.
Будущее салонного бизнеса
Вывод из вышесказанного очевиден – развитие салонного бизнеса идет по пути расширения ассортимента предоставляемый услуг, а значит, по пути укрупнения салонов красоты. И если вначале были только имиджевые услуги, а затем к ним присоединились косметологические, то теперь есть еще и оздоровительные (массаж, обертывания, СПА). Именно эта тенденция во многом определяет, каким должен быть современный салон красоты. И обратите внимание – старые услуги и направления никуда не пропадают, они остаются, а новые технологии просто добавляются. Так есть и, скорее всего, так и останется.
Администраторы салонов никогда сами не учатся, а тем более не оплачивают своё обучение.
Поэтому руководители ВИП-салонов берут все расходы на себя, посылая их на платные курсы.
Небольшие салоны не могут себе это позволить.
Выход из положения - дистанционный курс обучения администраторов, который стоит совсем недорого, и к тому же не требует от сотрудника отлучаться с работы.
Если Вы хотите ли получать новости, обзоры и дополнительную информацию о салонном бизнесе, тщательно отобранную нами в дебрях Интернета, а также эксклюзивную информацию, не содержащуюся ни на одном Интернет-сайте, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку нашего электронного журнала "Салонный бизнес" и регулярно получать по электронной почте анонсы новых статей и наши комментарии.
Косметическая выставка
24 часа в сутки, 365 дней в году в режиме нон-стоп виртуальная косметическая выставка Cosmo Expo. Там - перечень всех поставщиков парикмахерского и косметологического оборудования, профессиональной косметики, средств для волос и маникюра, расходных материалов для салонов красоты, центров СПА и косметологических клиник. Подробнее >>>
Оборудование для салонов красоты
Профессиональная косметика
Статьи для специалистов
Статьи о салонном бизнесе
Статьи разные
Новости косметологической выставки