Любая сделка с бизнесом – процесс нервный и хлопотный. Особенно волнуется покупатель. Не достанется ли «кот в мешке»? Не придется ли платить по тайным счетам, оставленным продавцом? Иногда страхи инвесторов оказываются вполне обоснованными. Как обезопасить себя от возникновения подобных проблем?
Фантом на продажу
В конце 2002 года на продажу была выставлена компания, выпускающая офисную мебель. Собственник предприятия утверждал, что оно приносит ему не меньше $15 тыс. ежемесячно и имеет отличные перспективы. Понятно, что предложение вызвало интерес у инвесторов. Правда, когда потенциальные покупатели осматривали цехи, их несколько удивляло отсутствие признаков активной работы. Собственник объяснял это сезонным затишьем и тем, что он решил модернизировать производство. При этом установка нового оборудования преподносилась как еще один плюс для инвестора.
Инвестор, который сделал серьезную ставку на эту мебельную фирму, решил подстраховаться и не покупать ее сразу. Сначала он внес задаток и истребовал для себя право проверить доходы, приносимые предприятием. Для этого он был назначен генеральным директором и в течение месяца контролировал денежные потоки компании. Все первоначально заявленные данные подтвердились. Сделка была совершена. Но после этого доходы фирмы упали в несколько раз: производство стояло, а грузчики «курили». И только тогда покупатель вспомнил: во время проверки компании ее выручка росла очень неравномерно, в конце месяца произошел резкий всплеск поступлений. Объяснение оказалось простым: старый собственник предприятия создал видимость его финансового благополучия, закупив мебель за счет собственных средств. В действительности компания приносила ему не больше $3000-5000 в месяц.
Обманутый предприниматель принял решение сбыть свое приобретение с рук. Он обратился за помощью к бизнес-брокерам. Компания была продана вторично и довольно выгодно, но все же на разнице с первоначально уплаченной суммой незадачливый инвестор потерял более $70 тыс.
Такие истории в практике сделок с готовым бизнесом происходят не часто. Но преувеличение продавцом компании ее доходов и даже их фальсификация – одна из главных угроз для покупателей бизнеса. Причем наибольшую опасность она представляет для непрофессионального инвестора, самостоятельно приобретающего предприятие. Включение в сделку третьей стороны, разрабатывающей механизмы проверки бизнеса и осуществляющей ее, значительно уменьшает риски. При этом каких-то универсальных технологий здесь нет – для каждой компании используется индивидуальная схема действий.
Атака клонов
Еще одна проблема, которая угрожает инвестору: прежний владелец бизнеса открывает точно такую же фирму, которая перетягивает к себе часть клиентов проданной компании. Особенно это актуально для электронной коммерции и сферы услуг: например, чтобы открыть новое туристическое агентство, требуется совсем не много времени.
Как исключить возникновение такой ситуации? Можно заключить «соглашение о неконкуренции». В нем продавец бизнеса берет на себя обязательство в течение определенного времени не работать на том же рынке, что и его бывшая фирма: ни в качестве создателя собственного предприятия, ни в качестве наемного руководителя. Во многих странах такие соглашения реально работают. Например, в Финляндии после продажи компании ее старому собственнику законодательно запрещено открывать подобное дело в течение нескольких лет. Но в России юридической силы такой документ не имеет. Виной тому несовершенство российского законодательства, регламентирующего вопросы приобретения и отчуждения предприятий. Поэтому у нас «соглашение о неконкуренции» – это в большей степени инструмент психологического влияния на продавца бизнеса.
Вывод активов
Бывает и так: собственник в процессе передачи дел начнет выводить активы компании. Возникновения такой ситуации опасаются большинство покупателей промышленных предприятий. Свойствен такой страх и тем продавцам, которые временно передают управление своей фирмой представителям инвестора, чтобы они провели проверку бизнеса.
На самом деле эта проблема решается элементарно. Достаточно ввести такой порядок, при котором все серьезные решения, касающиеся судьбы компании, принимаются с участием двух сторон – покупателя и продавца – и скрепляются их подписями.
Технически это выглядит так:
http://www.bfs.ru/
05.04.06
Времена, когда администратор салона был чем-то вроде симпатичного атрибута за стойкой ресепшн уже прошли.
Сегодня администратор – это заместитель управляющего, который занимается всеми текущими делами в салоне – от приема звонков до проведения переговоров с надзорными органами, пришедшими с проверкой.
Выход из положения – дистанционный курс, позволяющий обучать администраторов без отрыва от работы.
Если Вы хотите ли получать новости, обзоры и дополнительную информацию о салонном бизнесе, тщательно отобранную нами в дебрях Интернета, а также эксклюзивную информацию, не содержащуюся ни на одном Интернет-сайте, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку нашего электронного журнала "Салонный бизнес" и регулярно получать по электронной почте анонсы новых статей и наши комментарии.
Косметическая выставка
24 часа в сутки, 365 дней в году в режиме нон-стоп виртуальная косметическая выставка Cosmo Expo. Там - перечень всех поставщиков парикмахерского и косметологического оборудования, профессиональной косметики, средств для волос и маникюра, расходных материалов для салонов красоты, центров СПА и косметологических клиник. Подробнее >>>
Оборудование для салонов красоты
Профессиональная косметика
Статьи для специалистов
Статьи о салонном бизнесе
Статьи разные
Новости косметологической выставки