Настя Костюченкова
Заметки с круглого стола конвенции владельцев и директоров салонного бизнеса, посвященного обсуждению новых правил игры в одни ворота, предлагаемых государственными органами предприятиям красивого бизнеса.
Началось все с сообщения главного организатора конвенции – Алсу Разаковой, которая обозначила все те изменения в салонном бизнесе, которые уже произошли или могут произойти вследствие принятия пачки новых нормативных документов и законов, регулирующих наш с вами салонный бизнес. А их немало. Скорее даже МНОГО. В общем-то мы, начиная с лета, много о них писали, но хотелось поглубже копнуть эту тему, так и случилось на конвенции. В двух словах – обновились оба главных САНПИНа (санитарные нормы и правила), вышел суровый закон о лекарствах (касается лечебной косметики, контурной пластики, мезотерапии, пилингов и т.п.), изменились разрешительные бумаги, которые должны быть у любой косметики . Вышли регламентирующие кодексы о косметологах и прочая и прочая… Заодно решили обсудить проекты будущих законов – об отмене медлицензирования, о здоровье граждан, об обязательном страховании гражданской ответственности («медгражданка» - некий аналог ОСАГО который лежит в бардачке любого автомобиля) и так далее. С документами можно познакомиться в разделах ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ сайтов www.newsalon.ru и www.fabrikabiz.ru
Их стоит прочитать – по ним работать. Пересказывать их бессмысленно, но для тех, кто органически не переваривает чтение юридических документов, основные моменты изложены в сильном сокращении здесь
Что-то не припомню, чтобы когда-либо раньше темы законотворчества обсуждались вот так на полдня. Однако то, что проанализировала Алсу Разакова совместно с модератором круглого стола Еленой Москвичевой, действительно если не бомба, то мина, которая может подорвать салонный бизнес, нанеся индустрии красоты и здоровья серьезный урон.
Вот лишь несколько штрихов к размышлению:
Это и многое другое обсуждалось на круглом столе, в котором участвовали С. Мисюлин, С. Лазарев, А. Цыганов, Т. Пучкова, И. Пинский и А. Ходаков.
Приведу мнения экспертов
С. Мисюлин сказал, что с введением новой профессии косметолога незаконно лоббируется совершенно бессмысленное переучивание всех тех, кто прекрасно справляется сегодня со своей работой косметолога. И рассказал, что некоммерческое партнерство «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник», президентом которого он является активно борется с этим. Направляются протесты и письма вплоть до Президента России с вопросом «кому это нужно?» Упомянул о том, что один из специалистов с 12-летним стажем в косметологии обратился в Верховный суд с иском к Минздравсоцразвития по вопросу незаконности требования о переучивании косметологов. Представители Минздравсоцразвития в суде дали объяснение, что переучивание специалистов со стажем в косметологии более 10 лет не требуется. Так что прецедент уже создан, и разработчики правил уже пошли на попятный и изъяли из принятого ранее нормативного акта ряд пунктов с вопиющими нарушениями. Таким образом удалось отстоять целый ряд моментов, но борьба за то, чтобы действующим косметологам не нужно было доказывать «что не верблюд» продолжается. Господин Мисюлин рекомендовал косметологам не спешить записываться на курсы и платить за это деньги, потому что есть шансы отменить требование заново учиться. И призвал владельцев и управляющих салонным бизнесом объединяться, создавать союзы, ассоциации, некоммерческие партнерства - чтобы те отстаивали интересы салонного бизнеса. Потому что, по его мнению, бессмысленно надеяться на то, что флаг борьбы поднимут врачи-косметологи или профессорско-преподавательский состав учебных заведений индустрии красоты. У предпринимателей больше шансов и сил организовать сопротивление.
С Лазарев продолжил тему предыдущего коллеги, и привел свои оценки предполагаемых затрат ресурсов на переподготовку косметологов. В цифрах это около 2 млрд. рублей (если перемножить число косметологов на затраты на предстоящее обучение). Но самое курьезное, что на сегодняшний день существуют только две кафедры, которые в состоянии полноценно провести курсы обучения (а это 576 академических часов). То есть обучение косметологов всей страны займет 50 лет! Казалось бы, выход из положения – быстро нарастить число мест обучения. Однако это мало реально, потому что где взять столько профессоров? Разве что выписать из-за границы. Более чем странно выглядит, по мнению Лазарева, необходимость дополнительных курсов по каждой специализации – 76 часов на иньекционную косметологию, еще 76 часов на аппаратную и так далее. Что же тогда входит в основной курс, какие такие методики и технологии? Далее речь шла о медлицензировании, котороекак выскзалсф выступающий, на сегодняшний день – банальное вымогательство денег за получение бумажек. Однако в случае отмены сегодняшней схемы, разделение услуг на косметические (не требующие медлицензии) и косметологические (требующие медлицензии) пропадет. И все эти услуги автоматически будут считаться как медицинские услуги (по крайней мере в проекте записано так). А это значит что маникюр и педикюр тоже станут медицинскими. То есть требующими от мастера заполнения амбулаторной карты, заключения договора на услуги, информированного согласия пациента (да, клиент также станет называться именно так - пациентом). А также, согласно закона об электронных картах пациентов, в каждом кабинете должен будет стоять компьютер. Так что с учетом количества рабочих мест перемноженного на число предприятий индустрии здоровья поставщиков компьютерной техники ожидает рост продаж.
А. Цыганов высказал противоположное мнение о том, что процесс перемен не удастся затормозить. И оно вполне логичное. «Почему вы думаете, что все это не произойдет? В других отраслях подобные изменения уже произошли, и там тоже думали, что пошумят-пошумят и все останется по прежнему. В строительстве отменили лицензии, в некоторых отраслях – тоже. Так что для салонного бизнеса запущенные уже процессы никто останавливать не будет.
И. Пинский обратил внимание присутсвующих, что два санпина, по которым работают сегодня предприятия индустрии красоты и здоровья часто противоречат друг-другу – например, в санпине для организаций оказывающих бытовые услуги косметический кабинет можно делать без окна, а в медицинском санпине – обязательно окно. И подобных нестыковок немало. На вопрос из зала – так как же проектировать будущий салон красоты, чтобы не вызвать гнева у надзорных органов, Игорь Пинский не без усмешки добавил, что проверяющие тоже относятся к виду Хомо Сапиенс, то есть «человек разумный», и с ними надо договариваться.
Т. Пучкова рассказала о том, что происходит с косметическими линиями, материалами и профессиональной косметикой. О путаной ситуации с документами и сертификатами, которые сейчас в ходу у поставщиков. В частности, ответила на злободневный и актуальный для всех владельцев салонов красоты и СПА вопрос о том, какие именно документы должны сопровождать косметику сегодня, и какие со следующего года. Обратила внимание присутствующих, что ответственность за то, что сертификаты не те или просрочены возлагается на руководство салона красоты. Подробнее об этом – в отдельной статье на сайте www.cosmo-expo.ru Не пропустите…
А. Ходаков охарактеризовал в целом весь пакет принятых и будущих нормативных документов, как тотальный встречный контроль. Это когда врачи должны бдить за салоном, салон за врачами, а клиенты (пациенты) и за салоном и за врачами одновременно. Он обратил внимание также на то, что согласно проекту ФЗ о здоровье каждое предприятие в медицине должно будет обязательно иметь сайт и открыто декларировать на нем методики, а главное – приводить фамилию имя и отчество врачей, которые трудятся в нем. То есть ситуация, когда врач где-то тайно подрабатывает, получает дополнительный заработок будет исключаться. Давая прогнозы на ближайшее будущее, Александр Ходаков сказал, что достаточно скоро салонные услуги вынужденно подорожают на 30-40%, но при этом это вовсе не означает, что владельцы салонного бизнеса разбогатеют. Просто увеличивается затратная часть , ведь поставщики косметики и оборудования непременно увеличат цены, закладывая в них свои расходы на регистрацию своей продукции, страховые взносы также будут закладываться в цены. Кроме того, все забывают о том, что со следующего года значительно увеличиваются пенсионные и медицинские страховые взносы, что также салонам красоты неизбежно потребуется компенсировать ростом цен. А что касается того, как салону красоты облегчить себе жизнь и обойтись без медлицензирования, то Александр Ходаков предложил ввести в штатное расписание должность целитель-эстетист, который может не иметь медицинского образования, а только диплом народного целителя (который получить несложно). А значит работать сможет совершенно легально без лицензии. На этой веселой ноте обсуждение закончилось.
От себя консультанты КО Фабрика Бизнеса добавляют, что нам известно, что на очередной запрос Координационного совета МЗСР по развитию малого и среднего предпринимательства о процедуре допуска к применению новых медицинских технологий в рамках действия административного регламента о выдаче разрешений на применение новых медицинских технологий, был получен ответ из Департамента государственной службы следующего содержания: „На совещании у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина (протокол от 2 марта 2010 г. №ВП-П12-12пр) принято решение об исключении из перечня функций Росздравнадзора выдачи разрешений на применение новых медицинских технологий.
Это означает, что в нашей общей борьбе за отмену действия административного регламента о выдаче разрешений на применение новых медицинских технологий наметился благоприятный поворот – теперь проверять наличие в салоне красоты или косметологической клиники разрешений на применение медицинских технологий никто не имеет права.
Пока действующие нормы законодательства приведены в соответствие с указанным решением, но уже сегодня при приходе проверяющих с требованиями о предоставлении документов на „новые медицинские технологии” можно ссылаться на указанный протокол
Резюме
Так или иначе, а владельцам салонного бизнеса пора привыкать к тому, что мы работаем в медицинском сегменте (благодаря косметологии, массажу, пирсингу, татуажу и т.п.), и надо порой через «не хочу» выделять время на то, чтобы следить за изменениями в законодательстве и знакомиться с нормативными документами (как минимум их читать).
фото Станислава Козырева
26.10.2010
Чтобы администратор салона знал все тонкости специфики работы, его надо обучать.
Чтобы не оплачивать потери при прохождении очного курса, связанные с отрывом от производства, всё чаще выбирают дистанционный вариант обучения.
В чем его преимущества? Демократичная цена, возможность учиться без отрыва от работы, постоянный контроль со стороны руководства.
Если Вы хотите ли получать новости, обзоры и дополнительную информацию о салонном бизнесе, тщательно отобранную нами в дебрях Интернета, а также эксклюзивную информацию, не содержащуюся ни на одном Интернет-сайте, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку нашего электронного журнала "Салонный бизнес" и регулярно получать по электронной почте анонсы новых статей и наши комментарии.
Косметическая выставка
24 часа в сутки, 365 дней в году в режиме нон-стоп виртуальная косметическая выставка Cosmo Expo. Там - перечень всех поставщиков парикмахерского и косметологического оборудования, профессиональной косметики, средств для волос и маникюра, расходных материалов для салонов красоты, центров СПА и косметологических клиник. Подробнее >>>
Оборудование для салонов красоты
Профессиональная косметика
Статьи для специалистов
Статьи о салонном бизнесе
Статьи разные
Новости косметологической выставки