Нам часто задают вопросы так или иначе связанные с взаимоотношением с надзорными органами. То, что чиновники в нашей стране умеют вставлять палки в колеса, ни для кого не секрет. Хотя государство постоянно обещает способствовать развитию малого бизнеса, облегчить участь в том числе и салонного бизнеса, мы видим и то, что контролирующих инстанций становится все больше. Для того, чтобы вы сориентировались в том, что и как могут проверять в вашем салоне, читайте данный материал.
Все контролирующие органы условно разделим на группы:
- инспекторы СЭС. Их контролирующая деятельность регламентируется Приказом Минздрава России от 17 июля 2002 г. № 228 "О порядке проведения мероприятий по контролю при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора";
- пожарные инспекторы. Их обязанности прописаны в Приказе МЧС РФ от 17 марта 2003 г. № 132 "Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора";
- милиция. Их права и обязанности записаны в статьях 10 - 11 Закона "О милиции" от 18 апреля 1991 г. № 1026, а также статьях 6 и 8 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ
- представители налоговых инспекций. Их права и обязанности зафиксированы в Налоговом кодексе Российской Федерации;
- различные инспекции и комитеты - по труду, торговые, по защите прав потребителей и т.п. Их контролирующая деятельность так же строго регламентирована.
Предпринимателей, в том числе и работающих в индустрии красоты, согласно действующему законодательству Российской Федерации имеют право проверить десятки контролирующих органов:
- Государственная санитарная инспекция;
- Государственный пожарный надзор;
- Федеральная Инспекция труда;
- Милиция (включая участковых инспекторов);
- Отдел по защите прав потребителей Комитета по потребительскому рынку Администрации города (района);
- Федеральная налоговая служба;
- Государственная торговая инспекция;
- Государственный пенсионный фонд;
- >и прочие…
Пока не был принят Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" количество проверок юридических лиц в России не регламентировалось. С появлением этого закона положение несколько изменилось - теперь в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановое мероприятие по контролю может быть проведено с периодичностью не более одного раза в 2 года. Но налоговый, валютный, таможенный, лицензионный контроль, банковский и страховой надзор, а также оперативно-розыскные мероприятия под действие данного закона не попали.
Однако в том же законе введено понятие "внеплановая проверка" и определены случаи внеплановых проверок:
- если получена информация об обстоятельствах (авария, выход из строя сооружения, оборудования и т.д.), которые могут причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- если возникает угроза жизни, здоровью, загрязнению окружающей среды, повреждению имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- в случае обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Одним из важных положений закона № 134-ФЗ стало то, что он закрепил ряд важных принципов защиты прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора):
- презумпцию добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя (изначально предполагается, что предприниматель добросовестно исполняет все предписания, законы и правила);
- проведение мероприятий по контролю возможно исключительно уполномоченными (т.е. имеющими право проверить) должностными лицами;
- соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции контролирующей организации (например: участковый милиционер не может проверять медицинской книжки сотрудников салона);
- ответственность органов государственного контроля и их должностных лиц при его проведении, недопустимость взимания органами государственного контроля платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю;
- заявления, не позволяющие установить лицо, которое обратилось в орган государственного контроля со своими претензиями, не могут служить основанием для внеплановой проверки.
Таким образом, государство не только способствует развитию малого бизнеса, но и всячески контролирует их деятельность, что объясняет его первые обязанности - защищать права и интересы всех граждан РФ. Удачи Вам, владельцы салонного бизнеса во взаимоотношениях с надзорными органами!
Познакомьтесь также с часто задаваемыми вопросами по теме "
лицензирование салона красоты и СПА"