Москва переживает салонный бум – к более чем 2400 московским салонам красоты, парикмахерским и имидж-студиям ежемесячно добавляются еще 10-15 подобных заведений. Тем не менее, число желающих стать владельцем такого бизнеса продолжает увеличиваться. Далеко не все знают, как организовать салон красоты, с чего надо начинать, затрудняются выбрать между созданием нового заведения и покупкой уже действующего.
Средний уровень для новичков
Отправной точкой в создании салона красоты всегда является либо концепция, под которую затем подбирается помещение, либо помещение, с учетом особенностей которого вырабатывается концепция. С первой, как это не парадоксально, обычно начинают профессионалы, развивающие сети, либо новички, имеющие определенные предпочтения. Они, зачастую основываются на стереотипах, не имеющих отношения к реалиям рынка, на понятном желании повторить где-то увиденное и понравившееся заведение. В результате совершается ошибка, ведущая к потере потенциальных возможностей и упущенной прибыли – эффективность концепции салона напрямую связана с его расположением, размером, запросами целевой аудитории.
Многие, желая открыть свой салон красоты и имея достаточные финансовые возможности, непременно хотят создать элитное и дорогое заведение. Иногда консультанту приходится приложить немало усилий, чтобы убедить в нецелесообразности такого намерения. Возникает резонный вопрос: а чем плох этот вариант? Ответ: лишь очень ограниченное количество зданий, помещений и мест расположения подходит для открытия элитного салона красоты. К тому же, данный сегмент рынка услуг уже достаточно насыщен – к нему относится 60-65% всех московских салонов. В провинции ситуация несколько иная – салонный бизнес там только формируется, в изобилии имеются свободные ниши. Однако уровень жизни в российских регионах не настолько высок, чтобы сколько-нибудь значительный процент населения мог посещать дорогие салоны красоты. Это, конечно, не значит, что новое заведение класса «premium» создать невозможно. Просто вложенные в него средства будут окупаться достаточно долго: 4-5 лет – вдвое больше среднерыночных показателей для салонов среднего уровня. Следовательно, в настоящее время открытие элитного заведения – это больше фактор престижа, чем прибыльный бизнес.
Салонов красоты «мидл-класса» в Москве не так много, хотя последние 6-8 месяцев этот сегмент стал заполняться особенно интенсивно. Открытие такого заведения не требует много денег: в настоящий момент при наличии помещения достаточно, например, стартовых $30-50 тыс., чтобы открыть «под ключ» небольшой салон красоты. На проектирование, дизайн и оборудование салона красоты среднего уровня требуется уже около $100 тыс., топ класса - до $300 тыс., на центр эстетической медицины - до $650 тыс.
По мнению эксперта КГ «Магазин готового бизнеса» Александра Ходакова, начинать выгоднее либо просто с качественной парикмахерской с расширенным видом услуг, либо с салона красоты в европейском стиле – вполне демократичного заведения «для всех». Цены в этом случае будут доступны для широко круга потребителей, что положительно скажется на формировании и расширении клиентской базы.
Сколько можно заработать на красоте?
Доход салона красоты складывается из стоимости всех процедур и розничной наценки на профессиональную косметику, которая реализуется клиентам для домашнего использования, за минусом расходов (аренды помещения, оплаты персонала, амортизации оборудования, себестоимости косметики и т.п.).
Обычно затраты на оборудование окупаются на третий – четвертый месяц его использования, после чего каждая процедура приносит 20-50 долларов чистого дохода. Если к этому времени у салона складывается постоянная клиентура хотя бы в тридцать – семьдесят человек, то можно рассчитывать на доход в $6-10 тыс. в месяц. Еще $1-2 тыс. в месяц приносит торговля косметикой. Таким образом, вложив в старт салона $40-60 тыс., через полгода удается не только вернуть вложенные деньги, но и реинвестировать средства в развитие салона, перейдя в более высокую категорию салонов красоты, а через год – уже замахнуться, скажем, на центр СПА.
Правда, надо учитывать, что действительно большую прибыль способны давать только сети. Тут приходится выбирать между успокоением на достигнутых результатах, инвестициями в расширение бизнеса и присоединением к одной из действующих сетей на основе франчайзинга.
Как открыть салон красоты
Подберите подходящее помещение. Необходимо уделить внимание оптимальной схеме покупки или аренды помещения. Затем оно, собственно, покупается или арендуется, регистрируются права собственности или договор аренды. Очень немногие здания сразу подходят для работы салона красоты – практически всегда необходимы перепланировки. Тут сначала готовится соответствующий эскиз, разрабатывается и согласуется проект, а затем осуществляются работы. Волокиты много, но лучше проводить перепланировку здания официально – штраф может достигать значительной суммы. Кроме того, нужно разработать дизайн будущего салона, провести ремонт, решить вопросы в вентиляцией и кондиционированием.
Разработайте концепцию заведения. Можно выбрать тематическое направление (например, аппаратную косметологию или декоративную косметику), но новичкам лучше предпочесть заведение широкого профиля. Оно должно быть особенным и на длительный срок привлекательным, перечень же услуг можно изменять, ориентируясь на моду и запросы клиентов. Не забудьте придумать и зарегистрировать торговую марку и логотип.
Зарегистрируйте предприятие. Можно сразу купить готовый пакет документов, но в него все равно надо будет вносить изменения, заменяя номинальных собственников на действительных. Получите все разрешения и согласования – без них бизнес будет незаконен.
Подберите оборудование. На рынке сейчас представлен широкий выбор оборудования для салонов красоты – все зависит от того, какие вложения вы готовы сделать. В любом случае, выбирая между ценой и качеством предпочтите последнее. Для «молодого» салона любая погрешность чревата потерей клиентов, а этого он себе не может позволить. Цены и сравнительное описание продукции, предлагаемой различными производителями можно найти в интернете и в специализированных журналах.
Подберите персонал. Успех салона зависит от профессионализма его сотрудников – клиенты нередко идут на конкретных мастеров. По мнению экспертов, основу конкуренции на современном салонном рынке составляет именно кадровое обеспечение. Но как таких специалистов найти? Какой косметолог лучше: тот, что пять лет работал в одном заведении, или тот, что за 5 лет наладил работу в 5-7 салонов? Не рассматривая этот вопрос подробнее, скажем только, что сегодня найм сотрудника при помощи рекрутинговых агентств обходится заказчикам не менее чем в один месячный оклад.
Подберите поставщиков. Предпочтительны те из них, кто предоставляет скидки и товарный кредит.
Разработайте методы продвижения вашего салона.
Все это требует времени и денег. Приходится выбирать: создавать салон красоты самостоятельно, обратиться к консультантам, которые сделают все это за вас (этим, например, занимается школа бизнеса «Индустрия красоты»), или же купить уже действующее заведение.
Как купить салон красоты
Вариант покупки салона красоты рассматривают большинство желающих стать собственником такого рода бизнеса. Для инвесторов, заинтересованных в приобретении салона красоты, важны следующие факторы:
1. Наличие в собственности помещения или договора аренды сроком минимум на три года.
2. Проходное место в пределах Садового кольца или в спальном районе.
3. Красивый ремонт.
4. Работоспособное и морально новое оборудование.
5. Отсутствие убытков от деятельности салона.
6. Укомплектованный штат сотрудников.
7. Наличие всей разрешительной документации.
8. Площадь салона от 100 до 400 кв.метров.
Этим требованиям соответствуют далеко не все имеющиеся предложения о продаже. Иногда покупателям приходится довольствоваться и меньшим. Главным критерием, характеризующим успешность салона, является его прибыль. Однако потенциальный инвестор должен учесть несколько показателей, характеризующих работу бизнеса. Это эффективность использования площади (12-13 кв.м. на одно рабочее место), выработка с одного рабочего места ($2500-4000 в месяц), доля заработной платы от выручки (не более 30%), часть выручки, идущая на закупку расходных материалов (не более 10%).
Если покупаемое заведение достигло этих нормативов, то вы можете быть уверены в сохранении прибыли, но ее дальнейшего увеличения можно будет ожидать только после расширения бизнеса или увеличения клиентской базы. Если показатели меньше, то салону есть куда расти и определенные организационные изменения смогут повысить эффективность его работы. В определенном смысле, он более привлекательный объект инвестиционных вложений, чем его абсолютно успешный собрат. Важно не позволить продавцу внести отдаленные перспективы роста в цену бизнеса - Вы платите только за результаты деятельности салона, демонстрируемые здесь и сейчас.
Владислав Кочетков,
консультант Магазин Готового Бизнеса
26.06.2003
Чтобы администратор салона знал все тонкости специфики работы, его надо обучать.
Чтобы не оплачивать потери при прохождении очного курса, связанные с отрывом от производства, всё чаще выбирают дистанционный вариант обучения.
В чем его преимущества? Демократичная цена, возможность учиться без отрыва от работы, постоянный контроль со стороны руководства.
Если Вы хотите ли получать новости, обзоры и дополнительную информацию о салонном бизнесе, тщательно отобранную нами в дебрях Интернета, а также эксклюзивную информацию, не содержащуюся ни на одном Интернет-сайте, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку нашего электронного журнала "Салонный бизнес" и регулярно получать по электронной почте анонсы новых статей и наши комментарии.
Косметическая выставка
24 часа в сутки, 365 дней в году в режиме нон-стоп виртуальная косметическая выставка Cosmo Expo. Там - перечень всех поставщиков парикмахерского и косметологического оборудования, профессиональной косметики, средств для волос и маникюра, расходных материалов для салонов красоты, центров СПА и косметологических клиник. Подробнее >>>
Оборудование для салонов красоты
Профессиональная косметика
Статьи для специалистов
Статьи о салонном бизнесе
Статьи разные
Новости косметологической выставки