Александр Ходаков
Процессы бизнес-планирования в салонах красоты и СПА-центрах существенно не отличаются от подобных же мероприятий в других сферах малого бизнеса. Основные законы построения стратегии и тактики развития, по сути, одни, отличие лишь в некоторых специфических деталях, которые мы с вами постепенно разберем.
Но сначала информация общего плана, которая, на мой взгляд, необходима. Дело в том, что в среде владельцев предприятий индустрии красоты и здоровья бытует такое искреннее заблуждение, что бизнес-план представляет из себя тщательно расписанный бюджет, который делится на две части. В первой, и она мало кому нравится, распределены расходы. Вторая, гораздо более утешительная, показывает, с какого дня и как быстро начнет появляться прибыль.
Мне доводилось видеть консультантов, которые на школьной доске во время какого-нибудь семинара быстро и ловко набрасывали некую математическую формулу, потом легко подставляли цифры, и выходило у них, что, буквально, к концу первого года прибыль пойдет мощным потоком. Я не хочу злословить по поводу того, что иногда под прибылью подразумевалась просто выручка салона красоты, но скажу, что такие манипуляции приучили владельцев к тому, что бизнес-план - дело плевое. Нам в Департамент салонного бизнеса так часто и пишут: «Помогите составить бизнес-план». При этом не указывается класс салона и площадь помещения, не говоря о многих других параметрах бизнес модели предприятия красивого бизнеса. Получается, будущим владельцам салонного бизнеса невдомек, что для парикмахерской эконом класса, для классического салона красоты и для СПА салона бизнес-планы будут разными, просто потому что перечисленные три категории – суть разный бизнес. Кто-то из новичков поступает по другому – покупает типовой бизнес-план, разработанный каким-нибудь маркетинговым агентством, которое с одинаковым рвением разрабатывает подобные «болванки» бизнес планов хоть для парикмахерской, хоть для свечного заводика. Я не верю, что это эффективно может пригодиться, когда все бизнесы под одну гребенку без учета специфики каждого. Но вернемся к теме статьи.
Методик составления бизнес-плана множество, мне же кажется наиболее логичной и приемлемой для индустрии красоты методика кандидата экономических наук, доцента кафедры теории менеджмента факультета менеджмента СПбГУ Станислава Голякова. Опираясь на его классификацию мы и будем рассматривать процесс создания бизнес плана.
Бизнес-план не является расходно-приходной ведомостью, это, уж простите меня за высокопарность – стратегема, то есть теория, объясняющая и предвосхищающая развитие вашего бизнеса. Она включает в себя экономическую сторону и принцип использования средств и мощностей, а также принцип управления, причем не только поступательного, но в период кризисных ситуаций.
По сути это стратегия ваших личных отношений с бизнесом и отношений бизнеса с рынком и его реалиями в целом.
Как определить свою стратегему? Есть один самый простой способ, он не требует ни консультантов, ни учителей. Вы составляете список всех известных вам действий на рынке и потом распределяете его на три колонки:
Я всегда буду |
Я могу это сделать в определенной ситуации |
Я никогда не буду |
|
|
|
Ну и чтобы не отвлекаться потом на это занятие, попробуйте уже сейчас распределить следующие действия по разным колонкам таблицы:
Открывать салон красоты в арендуемом помещении;
Покупать бу оборудование;
Приобретать косметологическое оборудование в лизинг, а солярий в кредит;
Закупать косметологическое оборудование (предпочитаю аппаратные методики мануальным);
Подписывать договор о закупке новой косметической линии сроком на пять лет;
Первой на российском рынке приобретать новое американское оборудование для педикюра ...
Приглашать на работу звезд;
Получать медицинскую лицензию (потому что у меня не будет косметологического кабинета)
Вкладывать деньги в рекламные ролики на телевидении;
Устраивать тренинги для персонала (потому что все равно все забудут);
Ходить на семинары для управляющих салоном,
Выписывать профессиональные журналы;
Следовать советам консалтинговых фирм;
Набирать персонал с помощью кадрового агентства;
И так далее ...
Между прочим, у одной известной мне владелицы салона красоты в общем списке оказалось даже «Заводить любовника среди партнеров-владельцев бизнеса». Правда, она мне не призналась, в какой графе оказалось это действие.
Итак, составив список, вы всерьез отнеслись к тому, чтобы точно определиться, где, в какой колонке окажется то или иное утверждение. А теперь посмотрите туда, где «Я всегда буду», и вы поймете, кто вы как предприниматель, а значит как, каким путем поведете свое дело.
Проиграть вы, собственно, можете и в первом случае, дело не в том, какой подход лучше, а в том, какой из них будет наиболее логичным, выверенным, какой будет опираться на реалии рынка и ваш характер в равной степени.
Считается, что бизнес-план страхует от ошибок, что нельзя полностью полагаться на интуицию. Буду спорить - порой именно интуиция в салонном бизнесе берет вверх, может быть потому, что в нем преимущественно царят женщины. Секрет заключается в том, что хороший бизнес-план включает в себя и интуитивно осознанные действия. Словом, если у вас есть стратегия, то будет и бизнес-план, будет и бизнес. Если нет, то никакие расчеты, на самом деле, не помогут.
С. Голяков включает в рамки бизнес-планирования три раздела, три области принимаемых управленческих решений:
Продолжение следует. Чтобы не пропустить – подпишитесь на рассылку, и оперативно получите на свою электронную почту анонс следующей части сериала про экономику и бизнес-планирование салонного бизнеса, главы из пока неизданной книги Александра Ходакова «Поле битвы – салон красоты».
25.05.2011
Чтобы администратор салона знал все тонкости специфики работы, его надо обучать.
Чтобы не оплачивать потери при прохождении очного курса, связанные с отрывом от производства, всё чаще выбирают дистанционный вариант обучения.
В чем его преимущества? Демократичная цена, возможность учиться без отрыва от работы, постоянный контроль со стороны руководства.
Если Вы хотите ли получать новости, обзоры и дополнительную информацию о салонном бизнесе, тщательно отобранную нами в дебрях Интернета, а также эксклюзивную информацию, не содержащуюся ни на одном Интернет-сайте, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку нашего электронного журнала "Салонный бизнес" и регулярно получать по электронной почте анонсы новых статей и наши комментарии.
Косметическая выставка
24 часа в сутки, 365 дней в году в режиме нон-стоп виртуальная косметическая выставка Cosmo Expo. Там - перечень всех поставщиков парикмахерского и косметологического оборудования, профессиональной косметики, средств для волос и маникюра, расходных материалов для салонов красоты, центров СПА и косметологических клиник. Подробнее >>>
Оборудование для салонов красоты
Профессиональная косметика
Статьи для специалистов
Статьи о салонном бизнесе
Статьи разные
Новости косметологической выставки