Русский народ как тараканы,
живёт везде и в любой ситуации.
Наш уровень жизни – это
их (европейцев) уровень смерти.
Неизвестный автор
Год назад с Америки начался финансово-экономический кризис. Конечно, осознание этого пришло к нам позже – где-то в октябре 2008 года. Шутки-шутками, а прошел год и пора подвести некоторые итоги. Конечно, применительно к салонному бизнесу – нам интереснее то, что поближе и впрямую нас касается.
В те времена кто-то говорил, что последствия кризиса перекроют американскую Великую Депрессию, во времена которой по сообщению Нью-Йорк Таймс более 100 000 граждан США переехали за заработками в Россию (не знали о таком факте?). А нам, случись такое сейчас, и переезжать то некуда. К счастью, пророки-пессимисты оказались не правы.
Пока что можно сказать, что катастрофы, которую предрекали многие эксперты не случилось: ни дефолта, ни обвала банковской системы. Однако реальный сектор экономики все-таки пострадал. В том числе, пострадала и индустрия красоты и здоровья. Но и оживление рынка началось с малого бизнеса и среднего класса, который более всего пострадал в этом году.
Что было в салонном бизнесе
Как я и говорил раньше, кризис по-разному сказался на разных салонах красоты. В среднем падение спроса составляет 20-25%, но падение в некоторых городах достигло до 50% (например, в Тольятти – в основном вследствие падения платежеспособного спроса населения в связи с кризисом на АвтоВАЗе).
На российском рынке индустрии красоты и здоровья в течение года активно происходило изменение структуры рынка, уменьшался ВИП класс салонов красоты, становился более доступным и демократичным бизнес класс (продвинутый, с высокими технологиями), а средний класс наоборот, оттачивает клиентский сервис, экипируется новыми технологиями и расширяет линейку услуг, эконом класс тоже постепенно поднимается в уровне сервиса, становится более цивилизованным.
Закономерной тенденцией рынка в период кризиса стал приход в салонный бизнес большого числа новых игроков. Точно так же происходило в 1998-1999 годах, когда в результате дефолта капиталы перемещались в реальный сектор рынка, см. на графике всплеск числа салонов 6-7 летнего возраста (их даты рождения приходятся на годы дефолта) в исследовании 2005 года:
График1. Распределениемосковскихсалоновкрасотывзависимостиотвозрастасалона
Источник: Symbol-Marketing, журнал «Модный Magazine», 02 июня2005 г.
Открывшаяся в тот период новая волна салонов принадлежала людям с серьезным опытом широкого предпринимательства, которые переносили его в салонный бизнес. Их салоны до сих пор одни из лучших и успешных. Пример тому – открывшийся на стыке 1998 и 1999 годов салон красоты Моне (ныне это сеть из 26 салонов красоты в Москве и некоторое количество салонов в регионах).
Точно такой же всплеск создания салонов красоты мы наблюдаем и сейчас. И точно так же их открывают люди, искушенные в более продвинутых видах бизнеса, чем салонный. Мы ожидаем, что салоны образца 2009-2010-х годов также будут высокого уровня, и создадут реальную конкуренцию действующим.
С любопытством перечитал свои ранние прогнозы начала кризиса – многое оказалось правильным. И первая моя реакция, когда прогнозы были повсюду были совсем мрачными А если кризис: что будет с салоном красоты? и более зрелые размышления конца осени-начала зимы Уроки старой школы, а уж тем более в статье Ах, этот нестрашный кризис…
Как изменились клиенты салонов красоты
Вследствие кризиса изменились многие привычки среднего класса – основных потребителей салонных услуг. Меньше сидят в кафе, а едят дома. Покупают на рынках и в недорогих супермаркетах. Вместо Турции этим летом поехали на дачу, там распахали газон и посадили картошку. Друзья сообщают, что на границе с Абхазией очереди были многочасовые – Сухумские пляжи были переполненными. Привычка жить в кредит и покупать в рассрочку даже мобильные телефоны исчезла. А любая мечта, требующая материальных затрат снова стала мечтой на которую еще надо накопить. Армия "белых воротничков" за прошедший год резко сократилась. Так называемый "офисный планктон" превратился чуть ли не в вымирающий вид.
На днях на сайте Newsland.ru провели опрос, в ходе которого выяснилось, как повлиял кризис на людей нашей страны:
Резюме
Переболела ли наша страна кризисом? Нет, по моему мнению, еще до этого далеко. Считайте – минимум год, и отнеситесь к этому терпимо…
16.09.2009
Чтобы администратор салона знал все тонкости специфики работы, его надо обучать.
Чтобы не оплачивать потери при прохождении очного курса, связанные с отрывом от производства, всё чаще выбирают дистанционный вариант обучения.
В чем его преимущества? Демократичная цена, возможность учиться без отрыва от работы, постоянный контроль со стороны руководства.
Если Вы хотите ли получать новости, обзоры и дополнительную информацию о салонном бизнесе, тщательно отобранную нами в дебрях Интернета, а также эксклюзивную информацию, не содержащуюся ни на одном Интернет-сайте, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку нашего электронного журнала "Салонный бизнес" и регулярно получать по электронной почте анонсы новых статей и наши комментарии.
Косметическая выставка
24 часа в сутки, 365 дней в году в режиме нон-стоп виртуальная косметическая выставка Cosmo Expo. Там - перечень всех поставщиков парикмахерского и косметологического оборудования, профессиональной косметики, средств для волос и маникюра, расходных материалов для салонов красоты, центров СПА и косметологических клиник. Подробнее >>>
Оборудование для салонов красоты
Профессиональная косметика
Статьи для специалистов
Статьи о салонном бизнесе
Статьи разные
Новости косметологической выставки