Руслан Прилуцкий
Итак, Вы приняли решение о продаже своего салона красоты. Не важно, по какой причине, и зачем Вы его продаете. Об этом я подробно писал в одной из своих предыдущих статей «Причины продажи салонного бизнеса»
В этой статье мне бы хотелось Вам помочь сориентироваться, что нужно сделать, чтобы продать свой красивый бизнес, из каких основных этапов состоит это непростое дело.
Для некоторых моих коллег, кто никогда не сталкивался с продажей бизнеса, этот процесс кажется простым и незатейливым. Однако, это далеко не так. Давайте для начала познакомимся с самими этапами, а затем обсудим все сложности и возможные трудности на пути реализации салона красоты.
Этап 1. Принятие решения о целесообразности продажи бизнеса и предварительная оценка стоимости.
На мой взгляд, это важный этап, так как перед тем, как продавать бизнес, нужно все хорошо взвесить, обдумать, оценить перспективы стоимости продажи. К нам часто обращаются наши коллеги с вопросом: «Как продать салон красоты?». Начинаем обсуждать причины продажи, делаем предварительный анализ стоимости бизнеса и… решение меняется!
Почему?
Тут основная загвоздка в том, что если Вы хотите продать салон по максимальной цене, компенсировать все расходы, то и продавать надо тогда, когда бизнес находится на «пике развития»! А чаще все происходит с точностью наоборот. Когда в бизнесе дела не идут, мы начинаем думать, а не пора ли нам уже продать свое «детище» и заняться чем-то другим. Когда в бизнесе что-то не так, продать его по выгодной цене будет крайне сложно!
Помните, что покупатель вправе запросить веские аргументы, которые обосновывают предлагаемую стоимость бизнеса. На консультациях по продаже бизнеса мы обсуждаем различные варианты выхода салона красоты из кризиса. Почему нужно сразу продавать салон, да еще и за бесценок? Предлагаю сначала выйти из затруднительного положения, увеличить стоимость бизнеса, а уже затем, если конечно еще останется желание продавать, выставить за него максимально возможную стоимость. Такой бизнес и купят быстрей, и обосновать его стоимость не составит труда.
Есть сомнения? Думаете, нужно ли Вам сейчас продавать салон красоты? Возможно в Вашем случае, действительно, продажу бизнеса лучше отложить. Обычно мы всегда находим способы, как помочь в вашем случае, и при этом обойтись без продажи бизнеса. Интересно? Давайте вместе искать решение.
Этап 2. Предпродажная подготовка бизнеса
Часто говорят, что продать бизнес это все равно, что продать недвижимость или автомобиль. Как бы там ни было, верно то, что людям нужно на чем-то ездить и где-то жить, но никому не нужно приобретать бизнес, и именно Ваш. Вы должны продемонстрировать покупателю, что приобретение бизнеса открывает перед ними большие возможности для получения доходов.
Предлагаю Вам несколько советов, для того чтобы посмотреть на свой салон красоты глазами покупателя. В свою очередь это поможет сделать Вам предпродажную подготовку бизнеса.
Этап 3. Разработка инвестиционного (информационного) меморандума и других материалов для презентации Вашего бизнеса. Поиск покупателей.
Инвестиционный меморандум является кратким изложением вашего бизнеса. Прежде чем написать инвестиционное предложение, необходимо разработать бизнес план. Бизнес план разрабатывается с целью обосновать стоимость бизнеса, и рассчитать срок возврата инвестиций для покупателя. Обратите внимание, что максимально привлекательная цена для покупателя, это когда инвестиции на покупку возвращаются за 2-2.5 года. А еще лучше за полтора года. При составлении инвестиционного меморандума (предложения) нужно учитывать множество нюансов. Пожалуй, это тема для еще одной статьи…
На основании инвестиционного меморандума разрабатываются объявления о продаже Вашего бизнеса, которые в свою очередь размещаются на различных информационных ресурсах.
Прежде, чем создавать объявление о продаже необходимо определиться с профилем покупателя. То есть покупатель наш коллега, или еще пока новичок в салонном бизнесе.
На этом этапе мы проводим переговоры, презентации и просмотр объекта продажи для потенциальных инвесторов.
Этап 4. Структурирование сделки.
Представим, что у покупателя появился интерес к Вашему бизнесу. Для того, чтобы окончательно принять решение, существует процедура под названием DueDiligence (в переводе - "обеспечение должной добросовестности"). Это процедура формирования объективного представления об объекте инвестирования, то есть о Вашем бизнесе.
На этом этапе происходит обсуждение и согласование окончательной цены объекта и существенных условий сделки купли-продажи бизнеса (алгоритм действий сторон в проблемных ситуациях).
На основе DueDiligence определяются риски для покупателя, корректируется окончательная цена, и оговариваются существенные условия сделки. Например, запрещается продавцу создавать новый аналогичный бизнес в течение определенного периода (чаще этот период длится от 3 до 5 лет).
Покупатель может заказать аудиторскую проверку финансовой отчетности. Часто эти затраты предлагаются взять на себя продавцу в полном объеме, или в половину стоимости. Если покупатель берет расходы на себя, то, как правило, оговариваются условия расторжения сделки и компенсации продавцом понесенных затрат покупателем.
Также необходимо выбрать оптимальный правовой механизм продажи-покупки бизнеса. Подписание договора сделки купли-продажи бизнеса. Юридическая процедура продажи бизнеса.
Вот мы и подошли с Вами, к непосредственно сделке. Осталось оформить договор. Казалось бы пустяк. Правда? Но и здесь полно различных нюансов.
Знаете ли Вы что, в нашем Гражданском кодексе нет такого понятия и вида договора как «купля – продажа бизнеса»? По действующему законодательству мы можем заключить договор купли продажи предприятия. Конечно, термин «предприятие» наиболее близок к понятию «бизнес». Предлагаю обратиться к первоисточнику и заглянуть, что записано в статье 132 Гражданского Кодекса (далее - ГК РФ).
Статья ГК РФ132. «Предприятие»
1. Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.
2. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.
В состав предприятия, как имущественного комплекса, входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права, требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
Чувствуете разницу?
Как видите в статье 132 ГК РФ ничего не сказано об узнаваемости бренда, сложившейся деловой репутации, клиентской базе, отлаженных контактах в процессе ведения бизнеса, существующих деловых партнерах, определенном положении компании на рынке, положительной кредитной и инвестиционной истории и прочих «атрибутов» бизнеса.
Ну и кто после этого скажет, что продать бизнес это легко? Обычно процесс этот длиться не один месяц и те, кто уже продавал бизнес, знают, что все не так просто, как кажется на первый взгляд.
Остались вопросы? Задайте мне их….
24.08.2012
Готовых администраторов не найти, умный руководитель салона понимает, что, найдя понравившегося кандидата, его предстоит обучить.
Бюджетный вариант – дистанционный курс. При таком обучении никуда не надо ехать.
После оплаты курса его устанавливают на рабочий компьютер в постоянное пользование.
Это большой плюс, потому что по одному курсу можно обучить неограниченное количество администраторов.
Если Вы хотите ли получать новости, обзоры и дополнительную информацию о салонном бизнесе, тщательно отобранную нами в дебрях Интернета, а также эксклюзивную информацию, не содержащуюся ни на одном Интернет-сайте, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку нашего электронного журнала "Салонный бизнес" и регулярно получать по электронной почте анонсы новых статей и наши комментарии.
Косметическая выставка
24 часа в сутки, 365 дней в году в режиме нон-стоп виртуальная косметическая выставка Cosmo Expo. Там - перечень всех поставщиков парикмахерского и косметологического оборудования, профессиональной косметики, средств для волос и маникюра, расходных материалов для салонов красоты, центров СПА и косметологических клиник. Подробнее >>>
Оборудование для салонов красоты
Профессиональная косметика
Статьи для специалистов
Статьи о салонном бизнесе
Статьи разные
Новости косметологической выставки