Руслан Назипов
Авторское право для владельцев салонов красоты, на мой взгляд, является самой малоизученной темой. Основная причина - низкий уровень правового сознания в данном вопросе (ни для кого из нас, в отличие от европейцев) не является шоком купить пиратский диск или качнуть музыку из интернета, для воспроизведения в салоне.
Так почему же необходимо соблюдать авторские право? Хотя бы потому что их нарушение чревато немалыми финансовыми потерями. Статья 7.12 - КоАП РФ - ответственность юридических лиц - от тридцати тысяч до четырехсот тысяч рублей. А возмещение ущерба в гражданско-правовом порядке - ст. 1311 ГК РФ - в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения. В России на сегодняшний день существует немало организаций, осуществляющих контроль в сфере авторского права. Для примера я приведу две организации: РАО (Российское авторское общество - авторские права) и ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности - смежные права).
Небольшой ликбез:
авторское право - совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.
смежные права -это примыкающие к авторским и обладающие сходством с ними. Они подразделяются на три категории: права исполнителей, производителей фонограмм, права организаций эфирного и кабельного вещания.
пользователь- юридическое и/или физическое лицо, организующее и осуществляющее публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, в месте, открытом для свободного посещения, или в месте где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, либо осуществляющее сообщение фонограмм в эфир или по кабелю.
На практике - если у Вас в салоне работает телевизор, транслирующий телепередачи или звучит радио, воспроизводится музыка, не принадлежащая к мировому музыкальному наследию (и не исполняемая оркестром) - то Вы являетесь пользователем, что порождает для вас ряд обязанностей. Основная обязанность - это выплата вознаграждения. Для правомерного использования фонограмм достаточно будет заключить договор с организацией аккредитованной государством на осуществление прав исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение в коммерческих целях.
Приведу примерный регламент действий уполномоченных организаций:
- направление уведомления о необходимости заключения договора - то есть письменное извещение хозяина салона красоты о том, что его организация является пользователем авторских прав и ей предлагается заключить договор в отношении публичного исполнения фонограмм. Приложением к уведомлению может являться копия свидетельства о государственной аккредитации организации по управлению правами на коллективной основе. Также часто приложением делают обзор судебной практики или копии решений судов о взыскании денежных сумм с нарушителей авторских и смежных прав.
- по истечении определенного срока в отношении организаций, не заключивших договоры, уполномоченная организация проводит специальные мероприятия - факты фиксации со свидетелями, во время которых документируется факт публичного воспроизведения произведений искусства.
- после этого нарушители могут быть привлечены к следующим видам ответственности:
- гражданско-правовая - взыскание компенсации от 10 тысяч до 5 миллионов рублей (минимальный размер компенсации за каждый случай незаконного использования каждого исполнения /фонограммы каждого исполнителя/изготовителя фонограммы не может быть меньше 10 тысяч рублей. На практике эта сумма обычно составляет 20 000,00 рублей.
- административная - штраф для должностного лица от 10 тысяч до 200 тысяч рублей; для юридического лица от 30 тысяч до 400 тысяч рублей с конфискацией оборудования используемого при совершении административного правонарушения.
- уголовная - самое строгое наказание лишение свободы до 6 лет со штрафом до 500 000,00 рублей.
Как видите, наказание, за казалось бы, невинное нарушение закона, может быть достаточно строгим. Чтобы избежать его, достаточно вовремя заключить договора с организациями по управлению авторскими и смежными правами. Почему два договора? Потому что лицензионный договор с организацией по управлению авторскими правами не затрагивает вопросов правомерного использования смежных прав.
Цена спокойствия для владельцев ПИК с озвучиваемой площадью не более 100м2 - 3000,00 рублей в месяц за авторские и смежные права.
При заключении договоров с указанными организациями имеется возможность сэкономить за счет применения различных понижающих коэффициентов и ставок, например:
- при оплате за 12 месяцев можно сэкономить 10% от суммы вознаграждения;
- при заключении договора в течении 5 дней с момента получения уведомления 15% от суммы вознаграждения;
- также существуют сетевой и региональные коэффициенты.
В заключение хочу развеять несколько мифов об авторском и смежных правах:
- № 1 - при трансляции музыки скаченной из интернета ответственность за нарушение авторских прав не наступает - наоборот, по ст.146 УК РФ ответственность наступает именно за данное деяние;
- № 2 - при покупке лицензионного диска с музыкой и трансляции его в салоне ответственность не наступает - наступает, так как диск приобретается для частного домашнего воспроизведения;
- № 3 - трансляция рекламных роликов собственного изготовления с включенной звуковой дорожкой - ответственность наступает за трансляцию музыки, при отсутствии договора с соответствующими компаниями.
-----------------
#авторскоеправо #рао #воис #смежныеправа #ликбез
Статья подготовлена специально для журнала Новости салонного бизнеса.
Автор - Руслан Миннефаизович Назипов, бизнес-консультант в области правомерного противодействия преступным посягательствам. Специалист-практик в области обеспечения комплексной безопасности субъектов предпринимательской деятельности. Бизнес-тренер. Автор первого специализированного курса по безопасности ПИК. Генеральный директор и совладелец крупного юридического агентства. Автор статей в журнале «Красивый бизнес». Опыт практической работы в силовых подразделениях МВД РФ.
02.04.2017
Онлайн курс обучения администраторов начинается с тестирования, которое выявляет пробелы в знаниях.
В конце обучения - экзамен, 10 ситуационных задач из практики салонного бизнеса.
Те, кто не решил - возвращаются к началу курса, и проходят материал заново. И так до результата.
Заниматься можно не сходя с рабочего места.
Бонус – готовые скрипты администратора.
Если Вы хотите ли получать новости, обзоры и дополнительную информацию о салонном бизнесе, тщательно отобранную нами в дебрях Интернета, а также эксклюзивную информацию, не содержащуюся ни на одном Интернет-сайте, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку нашего электронного журнала "Салонный бизнес" и регулярно получать по электронной почте анонсы новых статей и наши комментарии.
Косметическая выставка
24 часа в сутки, 365 дней в году в режиме нон-стоп виртуальная косметическая выставка Cosmo Expo. Там - перечень всех поставщиков парикмахерского и косметологического оборудования, профессиональной косметики, средств для волос и маникюра, расходных материалов для салонов красоты, центров СПА и косметологических клиник. Подробнее >>>
Оборудование для салонов красоты
Профессиональная косметика
Статьи для специалистов
Статьи о салонном бизнесе
Статьи разные
Новости косметологической выставки