В последнее время, при проведении аудитов салонов красоты, одним из самых часто задаваемых вопросов является вопрос противодействия проявлениям потребительского экстремизма. Что же это за явление и как с ним бороться? Мы уже публиковали статьи по этой теме, сегодня - свежая версия 2018 года. Доработанная и расширенная.
Для начала, по традиции, дадим понятие. Потребительский экстремизм - это действия потребителей, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред предпринимателю, а также злоупотребления своим правом в иных формах.
И совсем кратко: потребительский экстремизм - недобросовестное манипулирование нормами закона со стороны потребителя, основная цель которого - не защита своих прав, а получение материальной выгоды и дохода.
Что можно противопоставить потребительскому экстремисту? Систему безопасности, в виде общих и специальных элементов.
Общие мероприятия:
- принцип законности (соблюдение законодательства) - исходя из вышеизложенного, в построении эффективной защиты от потребительских экстремистов, главным будет принцип законности, то есть соответствие деятельности ПИК и его организационно-правового оформления действующему законодательству. На практике это означает наличие лицензии при необходимости, наличие соответствующих закону пакетов локальных нормативных актов по различным отраслям законодательства. В основном «потребиллеры» обращают внимание на:
- нарушение правил продажи отдельных видов товаров;
- содержание уголка потребителя;
- наличие/отсутствие пакета документов по ФЗ № 152: документ-политика в области защиты персональных данных, согласие на обработку персональных данных; наличие уведомлений о ведущемся видеонаблюдении (при наличии);
- соблюдение санитарных норм и правил;
- порядок соблюдения наличных и безналичных денежных расчетов с населением;
- соответствие прайс-листов/прейскурантов и рекламы в салоне разрешенным видам деятельности по ОКВЭД и по лицензии (при наличии последней);
- несоблюдение противопожарных норм и правил;
- нарушение авторского права;
- для медицинских клиник (дополнительно);
- содержание доски информации в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1006 «О правилах оказания платных медицинских услуг»;
- соответствие договора оказания медицинских услуг действующему законодательству;
- контроль качества и безопасности медицинской деятельности.
Чаще всего потребительские экстремисты заявляют о недостатках полученных услуг. Как действовать в этом случае?
Во-первых, объяснить потребителю что отказ от оплаты при недостатках полученных услуг, как право потребителя, не предусмотрен (согласно ст. 310 Гражданского кодекса РФ). И при попытке покинуть салон не оплатив услугу потребитель рискует стать фигурантом уголовного дела по ст. 159 Уголовного кодекса РФ - мошенничество. Поэтому при попытке потребителя покинуть салон без оплаты полученной услуги нужно вызывать полицию или группу быстрого реагирования ЧОПа, посредством тревожной кнопки.
Во-вторых, объяснить потребителю, что согласно ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» - при обнаружении недостатков выполненной работы/услуги потребитель вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
В-третьих, при предъявлении претензий по качеству услуг необходимо пояснить потребителю, что он вправе изложить свою претензию в письменном виде и направить ее руководителю салона красоты. В течении 10 дней владелец салона/управляющий обязан ответить на претензию и предложить один из вышеуказанных вариантов.
В-четвертых, заранее необходимо разместить в салоне и на сайте предприятия индустрии красоты публичный договор, в котором необходимо прописать правила оказания услуг и гарантийные сроки на результаты работ.
В-пятых, все переговоры желательно записывать (естественно уведомлять об этом противную сторону):
- всю переписку вести строго посредством отправки заказных писем на адрес потребителя с уведомлениями;
- если ситуация складывается к урегулированию в досудебном порядке, то необходимо оформить это двусторонним соглашением;
- кадровая безопасность - в данном случае речь идет о необходимости провести тренинг или инструктаж для персонала, в котором необходимо довести последовательность действий при проявлениях потребительского экстремизма. Минимально необходимо ознакомить сотрудников с положениями Закона «О защите прав потребителей», разъяснить механизм рассмотрения претензий и последовательность действий при отказе потребителей от оплаты полученных услуг.
- система видеонаблюдения - как показывает практика при внедрении системы видеонаблюдения различные криминальные посягательства, в том числе и визиты потребительских экстремистов практически сходят на нет. Почему так происходит?
- система видеонаблюдения беспристрастно документирует все происходящее в салоне - ее показания невозможно подделать (для того чтобы использовать данные системы видеонаблюдения необходимо надлежащим образом оформить пакет по ФЗ № 152 и легализовать ее путем создания локального пакета документов).
В деле противодействия потребительским экстремистам важно грамотное расположение видеокамер.
Уличная видеокамера - обязательна, для фиксации происходящего у входа в салон.
Камера с микрофоном в зоне рецепшен - основное средство защите от потребительских экстремистов.
Пример из практики (ХРЕСТОМАТИЙНЫЙ): в салон явилась дама средних лет и пояснила, что получила травмы спины из-за того что упала при входе в салон из-за ненадлежащей уборки снега и льда. Она предъявила владелице салона красоты счет на круглую сумму по компенсации затрат на лечении, моральный вред и прочее. Владелица салона красоты пригласила посетительницу для просмотра показаний, в ходе которого последняя не смогла внятно пояснить когда произошли события приведшие к ее визиту. Все закончилось тем, что визитерша тихо удалилась - навсегда из жизни салона.
Специальные мероприятия:
- риск-мониторинг (детальная юридическая проработка всей технологической цепочки) - на практике это означает постоянный мониторинг соответствия всех бизнес-процессов в салоне действующему законодательству. Если коротко, то речь идет о том, чтобы посмотреть на свой салон глазами потребительского экстремиста, сотрудника проверяющих органов, а иногда и глазами преступника. Например, подходим к салону и начинаем:
– убран ли лед, на котором можно поскользнуться и получить травмы, за что впоследствии выставить Вам счет?
- согласована ли наружная реклама (при наличии)? Штрафы от 0,5 миллиона рублей.
- имеется ли система видеонаблюдения?
- проведены ли необходимые мероприятия по планировке салона в целях пассивной защиты от преступных посягательств?
- когда в последний раз проверяли работоспособность ОПС?
- имеется ли на двери объявление о ведущемся в салоне видеонаблюдении? (если нет, то нарушается законодательство о защите персональных данных)?
- вся ли информация, предусмотренная правилами оказания платных медицинских услуг, помещена на доске информации?
- соблюдается ли в салоне противопожарный режим?
- соблюдается ли в салоне авторское право?
- имеется ли в открытом доступе к ознакомлению документ - Политика в области защиты персональных данных?
- трудоустроен ли администратор?
- имеется ли у него медицинская книжка?
- имеет ли салон необходимый набор документов по трудоустройству и охране труда?
- администратор прошел тренинг по поведению в случае преступных посягательств или визитов проверяющих государственных органов?
- соответствует ли помещение и оснащение салона действующим сан-пинам?
- оформлен ли надлежащим образом договор оказания медицинских услуг?
- соблюдается ли санитарно-эпидемиологический режим в салоне?
- имеется ли система учета расхода материалов и рабочего времени сотрудников?
- соответствует ли содержание сайта законодательству?
- когда в последний раз вы просматривали данные системы видеонаблюдения и сверяли это с данными системы учета ТМЦ?
- как часто проводятся ревизии?
- когда последний раз проводились проверочные мероприятия (тайный покупатель, доверенное лицо)?
- обучен ли персонал методам противодействия от потребительского экстремизма?
- знает ли ваш администратор - что делать - если клиент отказывается оплатить услугу?
- обучен ли ваш администратор основам конфликтологии?
и так далее…
- клиентский сервис - некоторые могут возразить, что сервис и защита от потребительских экстремистов (как часть системы безопасности) понятия совершенно несовместимые. Я с этим не согласен и вот мои доказательства:
Надеюсь достаточно…
- введение режима коммерческой тайны - очень малое количество владельцев и руководителей ПИК знают о том, что у них имеется подкрепленная законом возможность защитить свои документы и иные данные от изъятия государственными органами или от хищения сотрудниками. Речь идет о введении режима коммерческой тайны в салоне красоты. Это позволяет не только сделать реальной уголовную ответственность для бывших сотрудников при хищении клиентской базы и попытке увода клиентов на дом или в другой салон, но и защитить от изъятия львиную долю документации, например при попытке потребительских экстремистов использовать органы внутренних дел для попытки давления на владельца салона красоты путем изъятия техники и документов ПИК. При наличии режима коммерческой тайна на предприятии, любое изъятие информации содержащей коммерческую тайну возможно только по решению суда, получить которое не так то просто. Чтобы воплотить в жизнь данный элемент системы безопасности необходимо всего лишь разработать специальный пакет документов.
Как видим нам есть что противопоставить потребительским экстремистам. Дело за малым - начать внедрять систему безопасности салона красоты.
----------------
#потребительскийэкстремизм #потребитель #защитабизнеса #безопасность #проверки
Статья подготовлена специально для журнала Новости салонного бизнеса.
Автор - Руслан Миннефаизович Назипов, бизнес-консультант в области правомерного противодействия преступным посягательствам. Специалист-практик в области обеспечения комплексной безопасности субъектов предпринимательской деятельности. Бизнес-тренер. Автор первого специализированного курса по безопасности ПИК. Генеральный директор и совладелец крупного юридического агентства. Автор статей в журнале «Красивый бизнес». Опыт практической работы в силовых подразделениях МВД РФ.
02.03.2018
Где взять хорошего администратора салона красоты? Если устраивают деловые качества претендента и его внешний вид, тонкостям ведения дел можно обучить.
Особенно популярны сейчас дистанционные курсы.
Они хороши тем, что можно обучаться из любой точки мира, и они на порядок дешевле очных. Сочетают индивидуальный подход, удобную методику обучения и возможность заниматься без отрыва от производства.
Если Вы хотите ли получать новости, обзоры и дополнительную информацию о салонном бизнесе, тщательно отобранную нами в дебрях Интернета, а также эксклюзивную информацию, не содержащуюся ни на одном Интернет-сайте, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку нашего электронного журнала "Салонный бизнес" и регулярно получать по электронной почте анонсы новых статей и наши комментарии.
Косметическая выставка
24 часа в сутки, 365 дней в году в режиме нон-стоп виртуальная косметическая выставка Cosmo Expo. Там - перечень всех поставщиков парикмахерского и косметологического оборудования, профессиональной косметики, средств для волос и маникюра, расходных материалов для салонов красоты, центров СПА и косметологических клиник. Подробнее >>>
Оборудование для салонов красоты
Профессиональная косметика
Статьи для специалистов
Статьи о салонном бизнесе
Статьи разные
Новости косметологической выставки