Юлия Ходорковская
Продолжение статьи, опубликованной в предыдущем номере электронного журнала «Новости салонного бизнеса от CosmoExpo»
Нешто я да не пойму при моем-то при уму?...
Чай не лаптем щи хлебаю, соображаю, что к чему.
Леонид Филатов
Итак, Вы провели огромную работу, нашли подходящую кандидатуру и оформили нового мастера по всем «правилам военного искусства» и Трудового кодекса! Думаете, окончились Ваши мучения? Нет! Нет! Нет и еще раз нет! Наступает шестой этап алгоритма – испытательный срок. Его еще называют периодом адаптации.
Интересный факт, восемьдесят процентов новых сотрудников салона красоты, которые увольняются по собственному желанию, принимают это решение в первый день работы, остальные - в первую неделю (мы не говорим о первом дне зарплаты). И не важно, сколько времени они проработали потом - месяц или полгода. Важно, что решение было принято, человек рассматривал работу как временную и подыскивал себе более подходящий вариант. А сотрудник «с мыслями на стороне» - плохой работник. Так что у Вас фактически есть только одна неделя, чтобы произвести «первое впечатление».
Проводить или не проводить адаптацию - вопрос отнюдь не риторический. Каждый решает его самостоятельно. Многие руководители просто не задумываются об этом периоде жизни человека в салоне - вышел на работу, и хорошо, приступай.
Бережное отношение к новому сотруднику имеет глубоко коммерческие корни. Плохо адаптированный сотрудник — это финансовые потери салона красоты. Это значит, что он допускает ошибки и неточности, следовательно, должен быть кто-то, кто тратит свое рабочее время на объяснения и проверки. А если новый сотрудник уходит, то работа по подбору со всеми ее затратами — временными и финансовыми — начинается сначала. Не говоря уже о недополученной прибыли компании за время отсутствия сотрудника.
Как разработать программу адаптации новых сотрудников? Это может быть и простое собеседование, и семинар, и экскурсия по салону, и фильм о салоне, и «Руководство для новых сотрудников». Главное, чтобы такая программа была и проводилась, возможно, даже неформально, хотя стиль проведения во многом зависит от корпоративной культуры.
Цель любой программы по адаптации, в какой бы форме она ни проходила, - помочь новичкам освоиться и принять правила игры в салоне. Что такое «хорошо» и что такое «плохо», что можно и что нельзя, чем это все грозит и что будет, если попробовать.
Давайте рассмотрим примерный план программы адаптации. Состоять она может из трех частей – общей, технической и индивидуальной, и рассчитана на весь период испытательного срока.
Общая часть предполагает формирование общего представления о салоне, особенностях взаимоотношений коллектива салона и работника. Проводится в 1-й день работы сотрудника и состоит из 2-х этапов:
1.Введение в организацию.
В течение этапа введения в организацию новые сотрудники должны быть ознакомлены с организационной структурой салона, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовым функциям работника, порядком оплаты и стимулирования труда, порядком оплаты отпуска и больничных листов, с краткой историей, основными положениями корпоративной культуры салона и т. д.
2. Введение в подразделение.
После знакомства с салоном, сотрудник представляется коллективу. Показываются основные помещения салона. Руководитель знакомит сотрудника с функциями и структурой подразделения, порядком взаимодействия с другими подразделениями салона, должностными обязанностями вновь принятого сотрудника. Руководитель определяет задачи сотрудника на период испытательного срока, степень его ответственности и критерии оценки успешности прохождения процесса адаптации, показывает рабочее место, оснащение, места хранения рабочих материалов и других средств общего пользования.
Техническая часть предназначена для ознакомления нового сотрудника с техническим оснащением и материалами, используемыми в работе салона. Проводится в течение 1-й недели испытательного срока. Обучение техническим характеристикам включает самостоятельную работу с методической документацией по материалам и оборудованию, а также прохождение мастер-классов как внутри, так и за пределами салона. Освещаются вопросы, посвященные структуре прайс-листа, консультации по вопросам рекламаций и оформления сопроводительной документации, знакомство с работой складского комплекса.
Индивидуальная часть включает в себя более детальное ознакомление с деятельностью компании, более детальное ознакомление с должностью и спецификой предстоящей работы, приобретение конкретных навыков, специфичных для данной должности. Индивидуальная программа адаптации рассчитана на оставшийся период прохождения испытательного срока и определяется непосредственным руководителем.
И не забывайте, что новому сотруднику должен быть назначен наставник (ответственное лицо за прохождение испытательного срока нового сотрудника) из числа высококвалифицированных специалистов салона.
Оценка результатов адаптации проводится исходя из объективных и субъективных показателей.
Объективные показатели:
Субъективные показатели:
По итогам прохождения периода адаптации (испытательного срока) организуется аттестация. После успешного прохождения испытательного срока (адаптации) сотрудник зачисляется на постоянную работу. Если же нет, Вы должны сообщить ему в письменном виде о том, что испытательный срок не пройден. Но в любом случае, о результатах прохождения испытательного срока Вы сообщаете сотруднику не менее чем за 3 дня до его окончания, иначе, по законодательству, сотрудник будет считаться принятым на постоянную работу.
Невозможно сделать сотрудников лояльными в один день. На это уходят месяцы и годы целенаправленной работы. Основной «критерий лояльности» – если сотрудники вашего салона рекомендуют его другим. Если это происходит - ваш труд не был напрасным.
Ну вот, период адаптации в салоне красоты окончен и можно вздохнуть с облегчением. Можно ли – Вы уверены? Давайте вернемся в начало нашей статьи. Вспомните – ведь основных проблем управления персоналом - две, а не одна! Сейчас Вы решили только проблему Рекрутинга, а теперь желательно не столкнуться с проблемой Стибринга и Свалинга! Во здесь то мы с Вами и начинаем работать с седьмым этапом нашего Алгоритма – мотивация и продвижение (ротация) персонала.
Продолжение в следующей рассылке электронного журнала «Новости салонного бизнеса от CosmoExpo», подписаться на рассылку можно на сайте newsalon.ru здесь
17.12.2009
Где взять хорошего администратора салона красоты? Если устраивают деловые качества претендента и его внешний вид, тонкостям ведения дел можно обучить.
Особенно популярны сейчас дистанционные курсы.
Они хороши тем, что можно обучаться из любой точки мира, и они на порядок дешевле очных. Сочетают индивидуальный подход, удобную методику обучения и возможность заниматься без отрыва от производства.
Если Вы хотите ли получать новости, обзоры и дополнительную информацию о салонном бизнесе, тщательно отобранную нами в дебрях Интернета, а также эксклюзивную информацию, не содержащуюся ни на одном Интернет-сайте, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку нашего электронного журнала "Салонный бизнес" и регулярно получать по электронной почте анонсы новых статей и наши комментарии.
Косметическая выставка
24 часа в сутки, 365 дней в году в режиме нон-стоп виртуальная косметическая выставка Cosmo Expo. Там - перечень всех поставщиков парикмахерского и косметологического оборудования, профессиональной косметики, средств для волос и маникюра, расходных материалов для салонов красоты, центров СПА и косметологических клиник. Подробнее >>>
Оборудование для салонов красоты
Профессиональная косметика
Статьи для специалистов
Статьи о салонном бизнесе
Статьи разные
Новости косметологической выставки