Юлия Ходорковская
Продолжение статьи, опубликованной в предыдущем номере электронного журнала «Новости салонного бизнеса от CosmoExpo» седьмым этапом нашего Алгоритма – мотивация и продвижение (ротация) персонала.
У человека существует два основных «мотивационных рычага» - желание добиться чего-то - «выигрыш», и страх утраты - «потеря».
Когда Вы принимали на работу Вашего сотрудника, Вы должны были, как результат проведения собеседования, составить его индивидуальную мотивационную шкалу. Вот на основании этой шкалы Вы в дальнейшем и должны действовать.
Понятно, что у Вас есть некие единые стандарты назначения и выплаты зарплаты Вашим сотрудникам, но помимо этого должна быть и индивидуальная программа взаимодействия с каждым Вашим специалистом.
Вообще, весь процесс мотивации можно разбить на четыре этапа:
Обратите внимание, что голод могут испытывать все ваши сотрудники, но как они будут решать эту задачу – этот процесс носит сугубо индивидуальный характер. Кто-то пойдет в магазин и купит полуфабрикы, другой пойдет в магазин и купит продукты, чтобы приготовить вкусный ужин, третий вообще не будет заморачиваться по этому поводу и пойдет поесть в кафе, а четвертый подумает и принципиально есть не станет вообще - сядет на диету!.
Сколько людей, столько и решений. Существует несколько схем мотивации, но все они должны приводить к одному результату – увеличению дохода салона салона красоты. Дорогостоящие затраты на рекламу салона красоты можно заменить эффективной системой мотивации персонала, которая позволит Вам с каждого клиента получать в 2 – 3 раза больше денег.
В любом случае, мотивация Вашего персонала, как правило, будет обеспечиваться двумя основными критериями:
- гибкой и эффективной оплатой труда, включающей в себя элементы социальной гарантии
- зависимость вознаграждения от результатов работы сотрудника, подразделения и салона в целом;
- возможностями для сотрудников к профессиональному, служебному и материальному росту в соответствии с личными способностями, возможностями и интересами.
По поводу гибкой и эффективной оплаты труда. Это основной вопрос, который не дает покоя любому руководителю салона красоты. Заработная плата сотрудников — это всегда затраты, эффективность которых не так просто оценить.
В этой связи Вам необходимо самостоятельно ответить на следующие вопросы:
Мне б огреть тебя плетьми, четырьмя али пятьми,
Чтобы ты не изгалялся над сурьезными людьми!
Но поскольку я спокон чту порядок и закон, -
Вот тебе пятак на водку и пошел отседа вон!
Леонид Филатов
Эта часть Алгоритма самая сложная, т. к. на нее нельзя дать единого и абсолютно универсального ответа на все вышеперечисленные вопросы. Я бы с удовольствием поделилась с Вами «рецептом успешной мотивации», но это невозможно.
Каждый салон индивидуален и, выдавая некие схемы, которые удачно применены на одних предприятиях, я рискую подвергнуть кризису другие, т. к. для них эти схемы будут просто убыточными. Объясняется это весьма банально – любую систему оплаты и мотивации персонала нужно рассчитывать не просто по принципу «спинным мозгом чувствую – блондинка». Система оплаты и мотивации персонала базируется, прежде всего, на основании экономических показателей (Технико-Экономического Обоснования - ТЭО) вашего салона. Ведь просчитывая экономическую рентабельность и эффективность той или иной мотивационной программы нельзя просчитать ее для всех салонов. Могу только порекомендовать сделать это самостоятельно, либо обратиться к специалистам на нашем рынке. На мой взгляд, дешевле один раз разработать (или оплатить разработку) индивидуальную эффективную модель оплаты и стимулирования персонала, чем в последствии постоянно сталкиваться с проблемой текучки кадров и клиентуры (та самая проблема стибринга и свалинга).
Что касается продвижения и ротации персонала, то эта часть всего процесса управления персоналом напрямую соприкасается со следующим этапом Алгоритма, а именно аттестацией.
Термин «аттестация персонала» все чаще и чаще звучит на заседаниях клубов директоров салонов, на конференциях и в разговорах о работе с персоналом. Хотя до сих пор в умах рядовых сотрудников со словом «аттестация» ассоциируются такие неприятные вещи, как сокращение или увольнение или занудно-бесполезный бюрократический процесс, уходящий корнями в советское прошлое. Так для чего же, все-таки, нужна аттестация и как ее проводить?
Аттестация, прежде всего, позволяет провести «внутренний аудит персонала», оценить, насколько имеющиеся ресурсы салона способны справиться с задачами, стоящими перед ним. От результатов аттестации зависят дальнейшие стратегия и тактика дирекции в области подбора, обучения и мотивации персонала.
Начиная разговор об аттестации, важно заметить, что эта процедура не может быть разовой за исключением отдельных случаев. Только планомерное проведение аттестации позволяет увидеть динамику развития каждого сотрудника, состояние человеческого ресурса в целом и дает возможность гибко настраивать внутренние политики и процедуры в соответствии с меняющимися целями салона, его положением на рынке, другими обстоятельствами жизни, которые оказывают влияние на бизнес.
Цель аттестации - индивидуальная оценка деятельности сотрудника. Аттестация проводится в основном в трех случаях:
Мы не говорим о тех случаях, когда аттестация используется как карательная мера для устрашения персонала или как повод для увольнений.
У регулярной аттестации, направленной на развитие компании и персонала, могут быть следующие основные задачи:
Руководству салона грамотно проведенная аттестация позволяет следующее:
Какие задачи не надо решать с помощью аттестации:
Как часто проводить аттестацию? Регулярная аттестация персонала компании должна проводиться не реже одного раза в год. Разумеется, для решения подобной задачи от руководителя потребуется разработать компактную и при этом эффективную методику аттестации.
Прежде чем начинать аттестацию, важно ответить для себя на несколько вопросов. Если аттестация - это индивидуальная оценка эффективности сотрудника, то, во-первых, что конкретно мы хотим оценить, а во-вторых, как это лучше всего сделать?
Итак, что же оценивать?
При внимательном рассмотрении ответ на данный вопрос не столь очевиден, как может показаться. Для того чтобы определить, насколько эффективно работает тот или иной сотрудник, нужно сформировать стандарты, или критерии эффективности.
У каждой позиции есть свои критерии эффективности, хотя не для всех позиций они легко определимы и выражаются в четких исчисляемых показателях.
Приведем пример широко распространенной позиции — парикмахер. На первый взгляд критерии эффективности его работы понятны: количество клиентов и/или количество проданного товара и, конечно же, количество принесенных компании денег. Есть деньги — хорошо, нет денег — плохо. Но не все так просто. Продажи могут зависеть не только от его личных навыков, знаний и мотивации, но и от ряда других факторов. Может так случиться, что товара в какие-то периоды времени не было на складе или отдел маркетинга установил на него слишком высокие цены или не обеспечил рекламной поддержки. А с критериями для оценки деятельности так называемых обслуживающих подразделений, например бухгалтерии, еще сложнее.
Иногда такие критерии могут задаваться в должностных инструкциях. Часто в качестве критерия выступает процент выполнения поставленного плана работы. Хотя выполнение плана не всегда может выступать критерием эффективности, так как одному сотруднику благодаря его опыту, профессиональным знаниям и потенциалу выполнить план, как говорится, «раз плюнуть», а для другого это каторжный труд. Поэтому наряду с обсуждением и оценкой конкретных рабочих достижений сотрудника обычно в процессе аттестации оценивают его личностные и профессиональные качества, его потенциал.
Действительно, чем сложнее работа, тем больше влияют на ее результат профессиональные и личностные качества человека, и их нужно как-то оценить.
На «опытно-житейском» уровне нам всем понятно, что существуют некие личностные качества - важные профессионально. Для бухгалтера это, например, точность, для администратора - доброжелательность. Но как личностные качества, профессиональные навыки и успехи свести в систему, причем такую, чтобы была пригодна для оценки?
Существует много подходов, но если их объединить и синтезировать, вырисовывается следующая «картинка». Обычно в процессе аттестации оценивают три параметра:
1) рабочие достижения;
2) квалификация (профессиональные знания, умения, навыки);
3) личностный потенциал.
Результаты аттестации – это, прежде всего, изменения в материальной мотивации, а так же ротация и обучение сотрудников. Сейчас многие салоны переходят от только сдельной или только «окладной» системы оплаты труда к системе оплаты, состоящей из «постоянной» и «переменной» части, т. е. к такой системе, которая дает некий гарантированный денежный минимум – «фиксинг», но стимулирует реальные результаты труда. При этом важно, чтобы материальное вознаграждение не шло вразрез с результатами аттестации, а скорее являлось ее следствием. Во многих салонах единственным основанием для пересмотра фиксированной части вознаграждения является результат ежегодной аттестаций. При сдельной системе оплаты труда по результатам аттестации рабочим может быть установлена индивидуальная надбавка за квалификацию и профессиональное мастерство сроком действия до следующей аттестации. К результатам аттестации может также привязываться выплата годовых премий или бонусов.
Процесс достижения сотрудником поставленных целей и его потенциал — основа индивидуального подхода к оплате труда.
Кадровые перемещения (ротация) в хорошо построенной системе тоже должны быть только следствием результатов аттестации. Когда мы говорим о кадровых перемещениях, то выделяются следующие основные виды ротации:
Как правило, перемещение сотрудника на нижестоящую должность, влечет за собой его увольнение. И это последний этап нашего Алгоритма.
Продолжение в следующей рассылке электронного журнала «Новости салонного бизнеса от CosmoExpo», подписаться на рассылку можно на сайте newsalon.ru здесь
22.12.2009
Где взять хорошего администратора салона красоты? Если устраивают деловые качества претендента и его внешний вид, тонкостям ведения дел можно обучить.
Особенно популярны сейчас дистанционные курсы.
Они хороши тем, что можно обучаться из любой точки мира, и они на порядок дешевле очных. Сочетают индивидуальный подход, удобную методику обучения и возможность заниматься без отрыва от производства.
Если Вы хотите ли получать новости, обзоры и дополнительную информацию о салонном бизнесе, тщательно отобранную нами в дебрях Интернета, а также эксклюзивную информацию, не содержащуюся ни на одном Интернет-сайте, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку нашего электронного журнала "Салонный бизнес" и регулярно получать по электронной почте анонсы новых статей и наши комментарии.
Косметическая выставка
24 часа в сутки, 365 дней в году в режиме нон-стоп виртуальная косметическая выставка Cosmo Expo. Там - перечень всех поставщиков парикмахерского и косметологического оборудования, профессиональной косметики, средств для волос и маникюра, расходных материалов для салонов красоты, центров СПА и косметологических клиник. Подробнее >>>
Оборудование для салонов красоты
Профессиональная косметика
Статьи для специалистов
Статьи о салонном бизнесе
Статьи разные
Новости косметологической выставки