Александр Ходаков
Было бы странным не попробовать подвести итоги 2009 года. Не в целом по стране, не вообще на поприще предпринимательства, а именно применительно к салонному бизнесу. В целом индустрия красоты показала себя живучей. Кайфа, конечно, было мало. Разве что по народной традиции порадоваться тому, что соседям (туристическому, ресторанному бизнесу) было куда хуже. Год быка многих поднял на рога. С каким багажом мы пришли навстречу году тигра?
Что вокруг салонного бизнеса
Если, как советует В.В. Путин, не размазывать сопли, а сказать кратко, то по данным сразу нескольких свежих независимых исследований зафиксирован рост индекса доверия (ожидания) потребителей. При таком опросе участники дают ответы «лучше-хуже» по ряду вопросов:
Оценка делового состояния экономики в течение года
Оценка ожидаемой безработицы и экономического спада
Оценка домашних покупок - одежда, бытовая техника, бытовые услуги (и в том числе САЛОННЫЕ УСЛУГИ и т.д.)
Традиционно индекс потребительского доверия используется для прогнозирования тенденций общего состояния экономики, считается опережающим индикатором делового цикла. Проще говоря, сначала растет индекс, а потом люди начинают активнее тратить свои деньги, а не копить в кубышках, откладывая на черный день.
Хотя цифры по опросам у разных контор разнятся, разброс по оптимистам (тем, кто уверен в улучшениях своего материального положения в следующем году) составил от 10 до 30%, нам в салонном бизнесе будет хорошо, даже если только каждый десятый перестанет «наступать на горло своей песне» и зажимать себя в тратах, и вернется в своим потребительским традициям докризисного периода. Ведь если не считать многочисленные парикмахерских эконом – класса, которые итак не сильно почувствовали падения спроса, все остальные участники рынка салонных услуг, если положить руку на сердце, обслуживают не больше 10% населения. Так что нам больше и не надо. Ведь 10% населения России это 14 миллионов человек, поделить на 30 000 салонов почти по 500 клиентов на каждый. Если хотя бы по разу в месяц они не только постригуться ( это они и в кризис делали), а сделают что-то еще в салоне – уже достаточно на хлеб с маслом, да и на тоненький (пока!) слой икры.
В целом, опросы населения говорят о том, что жизнь у россиян, по их собственному представлению, налаживается. Косвенными признаками этого стали Новогодние праздники – и корпоративы в организациях были (хотя в прошлом году многие пропустили это), и на столах у тех, кто обычно ходит в салоны красоты была икра и деликатесы, и за рубеж поехали – туриндустрия, которая пострадала вследствие кризиса куда как сильнее индустрии красоты, отрапортовала о не менее чем 5- процентном росте по сравнению с самыми тяжелыми временами прошлого года. В общем, как и предрекали многие, быстрого подъема не наблюдается, но он есть.
Уроки 2009 года
Я задал вопросы нескольким специалистам и экспертам рынка салонных услуг, как они оценивают прошедший год, вот что они ответили.
Михаил Самохин, руководитель консалтинговой группы Адвайзер:
Спартак Каюмов , "Сергеев, Каюмов и партнеры" консалтинговое объединение
Оксана Дегтярь, юрист, автор обучающих курсов и автор сайта salon-krasoty.ru:
Срегей Кохан, бизнес-консультант, руководитель отдела планирования бизнеса компании MBS, Москва:
Максим Сергеев - бюро красивого бизнеса "СергеевКаюмов и партнеры"
Елена Москвичева, заместитель главного редактора журнала «Империя красоты и здоровья. Бизнес путеводитель»:
Алсу Разакова, руководитель проекта Les Nouvelles Esthetiques, ЭкспоМедиаГруппа "Старая крепость":
Юлия Ходорковская, консультант по вопросам открытия, управления и интеллектуальной поддержки предприятий индустрии красоты и сервисного обслуживания, бизнес-тренер.
Да и сами владельцы и управляющие салонов красоты тоже не отмалчиваются, а высказываются. Лучше них самих никто не скажет, поэтому приведу несколько цитат:
«Кризисный год как будто «Волшебный пендель». Стала делать то, что раньше не делала. Если раньше только говорила сама себе, что нужно писать планы, бюджеты, личные планы сотрудников, то теперь реально стала это делать». Марина Антипова, владелец и директор центра косметологии «Орнатэ»
Резюме:
Ровно год назад для журнала Les Nouvelles Esthetiques я написал следующее: «Тот, кто займет сейчас выжидательную позицию (лишь бы не проиграть) - тот как раз и проиграет. Кризис дан для того, чтобы в этот период вести себя активно: "отжать" арендатора, а если нет - переехать в более удобное место (тут же, по соседству, куда раньше было не попасть). Сбить спесь со звездных мастеров, заставить администраторов быть вежливыми. Пересмотреть все заново. И хорошенько подготовиться к тому, что после любого кризиса бывает подъем. Чтобы не было как в сельском хозяйстве: рекордный урожай, а мы к этому опять не готовы». Для того, чтобы обмениваться мнениями мы сделали даже специальный раздел — кризис и салоны красоты, где собрали максимум публикаций на эту тему. Сегодня я могу добавить несколько штрихов, характеризующее итоги 2009 года. Лично я заметил активно возрастающий интерес к развитию. Причем по всем фронтам индустрии красоты пробуждение от спячки, от того, чтобы плыть по течению, и активный поиск себя, своего «я», причем отличающегося от других салонов красоты. Многие стали заниматься персоналом, клиентским сервисом. Уже не десятки, а сотни салонов красоты сделали, наконец, себе Интернет-сайты, многие пошли учиться и посылать на курсы обучения свой персонал. Активно поискали что-то на косметических выставках, на деловой программе Интершарма замечен не полупустой зал, а аншлаг. На нашем сайте newsalon.ru посещаемость увеличилась почти вдвое – это говорит только об одном: владельцы салонов красоты ищут ответы на вопросы. А значит, и вопросы начали себе задавать.
20.01.2010
Где взять хорошего администратора салона красоты? Если устраивают деловые качества претендента и его внешний вид, тонкостям ведения дел можно обучить.
Особенно популярны сейчас дистанционные курсы.
Они хороши тем, что можно обучаться из любой точки мира, и они на порядок дешевле очных. Сочетают индивидуальный подход, удобную методику обучения и возможность заниматься без отрыва от производства.
Если Вы хотите ли получать новости, обзоры и дополнительную информацию о салонном бизнесе, тщательно отобранную нами в дебрях Интернета, а также эксклюзивную информацию, не содержащуюся ни на одном Интернет-сайте, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку нашего электронного журнала "Салонный бизнес" и регулярно получать по электронной почте анонсы новых статей и наши комментарии.
Косметическая выставка
24 часа в сутки, 365 дней в году в режиме нон-стоп виртуальная косметическая выставка Cosmo Expo. Там - перечень всех поставщиков парикмахерского и косметологического оборудования, профессиональной косметики, средств для волос и маникюра, расходных материалов для салонов красоты, центров СПА и косметологических клиник. Подробнее >>>
Оборудование для салонов красоты
Профессиональная косметика
Статьи для специалистов
Статьи о салонном бизнесе
Статьи разные
Новости косметологической выставки