Е. Москвичева
Медицинское сообщество России обсуждает проект Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Его, конечно же, стоит прочитать косметологу и руководителю салона красоты или косметологической клиники, поскольку многие привычные для страны вещи в нем будут видоизменены. И в первую очередь, это будет касаться положения врачей, их обязанностей, полномочий, ответственности и… как ни странно звучит, привычной сферы коммуникаций.
Не будем раскрывать всей сути перемен. В одной статье сделать этой невозможно и, скорее всего, мы посвятим этому вопросу отдельный цикл материалов в рассылке, предназначенной для врачей-косметологов. Попутно скажем, что скоро косметологи смогут бесплатно подписаться на рассылку Новости косметологии, которая будет аналогична по принципу нашей рассылке Новости салонного бизнеса, но будет более узко освещать то, что может быть интересно именно косметологам.
Сейчас же приведем выдержки из проекта закона, которые непосредственно касаются отдельных запретов, и поговорим о них более детально.
1. Медицинские работники и руководители медицинских организаций, не вправе:
«принимать подарки, денежные средства (за исключением вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, договорам о педагогической и (или) научной деятельности медицинского работника), оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также принимать участие в развлекательных, торжественных, праздничных мероприятиях, проводимых за счет средств организаций, занимающихся разработкой, производством и/или реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, и организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (их законных представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени данных организаций)».
Не будем рассматривать этот запрет в свете всей российской медицины, но косметология – особенная отрасль, она выросла и выучилась во многом только благодаря фирмам дистрибьюторам. Более того, значительную часть методик и препаратов, а также оборудования завезли в России именно компании-продавцы. Они же провели работу по сертификации оборудования, регистрации препаратов и разрешительных документов для медтехнологий.
Все это делалось руками тех, кого в законе теперь называют «организации, занимающиеся разработкой, производством и/или реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, и организации, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата».
Возьмем ту же мезотерапию. Компания «Мартинекс» пять или шесть лет назад зарегистрировала первую технологию применения, представитель этой компании защитил первую в России диссертацию по мезотерапии. Многие компании вложили силы и средства в организацию семинаров, а затем и учебных курсов по технологии. И все, что сегодня знают косметологи в этой отрасли косметологи, получено из рук фирм, кровно заинтересованных в продвижении продукта и услуги. Так бизнес и медицина шли рядом все эти двадцать лет…
А теперь представьте, что запрет уже наложен? Где и как врачу получать необходимые знания.
Запрет на профессиональные коммуникации между врачами и представителями фирм, торгующих на рынке косметологии, наверное уменьшит степень ангажированность эстетической медицины, но при этом изрядно сузит информационные потоки, за счет которых сегодня, в основном, и растет профессионализм врачей-косметологов.
Кто привезет в Россию лекторов - светил косметологии из других стран, кто будет оплачивать научные мероприятия, где вообще будут аккумулироваться все знания по эстетической медицине, если и большинство журналов также живет за счет денег, тем или иным образом получаемых от компаний-дистрибьюторов?
Этот запрет неразумен для косметологии, по крайней мере, пока не созданы государственные или независимые частные научные центры и фонды.
Идем по тексту далее:
«заключать соглашения с компанией (представителем компании) о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий (за исключением соглашений о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий)».
Между нами, профессионалами… мы знаем, что многие врачи-косметологи получают комиссионные за назначение тех или иных процедур или препаратов. В большинстве случаев закладывается уже в договор - врач покупает препараты, и чем больше, тем солиднее у него скидка на стоимость.
После утверждения новых норм эта ситуация может кардинальным образом измениться. Не врач, а руководитель организации, предлагающей услугу населению, будет обязан вступать в финансовые отношения с организацией, которая продает препараты. Однако, мы все равно понимаем, что частная медицина (а к косметологии это относится на 99,9 процента) не может работать себе в убыток. Значит, в отношениях компаний-поставщиков и медучреждений будет существовать некий сговор по поводу преимущественного использования того или иного препарата.
Читаем дальше:
«предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную, неполную или искаженную информацию об используемых лекарственных препаратах, медицинских изделиях, в том числе скрывать от пациента информацию о наличии лекарственных препаратов, медицинских изделий, имеющих более низкую цену».
Интересно, как власти предполагают контролировать этот запрет? Для того, чтобы поставить пациента в известность о ценах, врачу самому надо иметь под рукой информационный портал, который в режиме реального времени отслеживал бы эти цены. И все это в России, где не в каждом косметологическом центре есть рабочий компьютер!
«осуществлять прием представителей компаний, а также иных лиц по вопросам обращения лекарственных средств, медицинских изделий в рабочее время (за исключением приема работников компаний лицами из административного персонала, уполномоченными для этого руководителем медицинской организации)».
Этот запрет еще не принят, но уже «обойден» благодаря новым информационным технологиям. Многие компании о своей продукции и методиках ее использования стали рассказывать на вебинарах.
«использовать на территории медицинской организации предметы, имеющие логотип компании или торговое наименование лекарственного препарата, медицинского изделия».
Запрет бессмысленный, но если включить в него поправку «исключая логотипы и торговые названия на используемых в клинике препаратах и оборудовании», то может и заработать. Правда, неясно, как же теперь быть с рекламой услуг в салонах красоты и косметологических клиниках? Многие предприятия индустрии красоты приобретают оборудование и лекарственные препараты, в которые уже заложены рекламные бюджеты компаний-производителей или дистрибьюторов. (Далеко ходить не надо, стоит вспомнить Спортмедимпорт и LPG!). И салон красоты или клиника, таким образом, экономит на раскрутке салонной услуги, опираясь на массовую обработку сознания потребителей, которую проводит сам держатель любого известно бренда, будь то LPG, Фраксель, Термаж и т.д. …
«принимать участие в любых мероприятиях, финансирование которых осуществляется одной компанией (за исключением мероприятий, проводимых в рамках клинического исследования лекарственного препарата, клинического испытания медицинских изделий)».
Это, как вы понимаете, уже категорическое «нет» контактам врача с компанией-производителем/поставщиком.
И становится окончательно непонятно, как теперь врачу-косметологу получать информацию об услугах и препаратах, оборудовании и методиках, новостях индустрии и трендах текущего года? Неужели всем озаботится Министерство здравоохранения и социального развития?
19.01.2011
Где взять хорошего администратора салона красоты? Если устраивают деловые качества претендента и его внешний вид, тонкостям ведения дел можно обучить.
Особенно популярны сейчас дистанционные курсы.
Они хороши тем, что можно обучаться из любой точки мира, и они на порядок дешевле очных. Сочетают индивидуальный подход, удобную методику обучения и возможность заниматься без отрыва от производства.
Если Вы хотите ли получать новости, обзоры и дополнительную информацию о салонном бизнесе, тщательно отобранную нами в дебрях Интернета, а также эксклюзивную информацию, не содержащуюся ни на одном Интернет-сайте, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку нашего электронного журнала "Салонный бизнес" и регулярно получать по электронной почте анонсы новых статей и наши комментарии.
Косметическая выставка
24 часа в сутки, 365 дней в году в режиме нон-стоп виртуальная косметическая выставка Cosmo Expo. Там - перечень всех поставщиков парикмахерского и косметологического оборудования, профессиональной косметики, средств для волос и маникюра, расходных материалов для салонов красоты, центров СПА и косметологических клиник. Подробнее >>>
Оборудование для салонов красоты
Профессиональная косметика
Статьи для специалистов
Статьи о салонном бизнесе
Статьи разные
Новости косметологической выставки