Александр Ходаков
Об оттоке клиентов из салонов красоты, о снижении потребительской активности, об отсутствии заметного всплеска сообщают в письмах многие руководители салонного бизнеса. Отчего это происходит? Попробуем разобраться.
Версий выдвигается много - от подрыва рынка скидочными купонами, распространяемых несколькими интернет-сайтами до ожидаемой новой волны кризиса. Первое мы уже разбирали, и пришли к выводу, что несмотря на то, что определенная угроза в этом есть, но на огромные скидки «клюют» в основном самые чувствительные к цене потребители, а также любители халявы, из которых уже сложилась устойчивая группа, которая днями выискивает максимальные скидки, а затем бродит из салона в салон нигде и не думая задерживаться. Все это не наше изобретение, Западные предприятия красивого бизнеса давно прошли через эту эпопею, переболели и спокойно живут дальше.
Что касается грядущего кризиса, то определенный отложенный спрос есть, но он касается прежде всего инвестиционных денег, а не тех средств, которые расходуются потребителями на повседневное, будничное, к чему безусловно относятся салонные услуги. Поэтому я критично отношусь к версии о том, что люди не ходят в салоны красоты, потому что откладывают деньги, формируя свой личный золото-валютный резерв на черный день, если грянет кризис. Ниже я подтвержу это цифрами статистики.
Скорее всего, следует поискать ответ в изменениях в самом потребителе, а также в том, насколько сами владельцы и руководители салонного бизнеса успевают их замечать, а главное - адекватно реагировать, подстраиваясь под запросы и потребности клиентов.
Кто у нас в отрасли исследует клиентов? Да по большому счету никто. Нет, есть конечно маркетологи и эксперты, но большие и дорогие исследования им не по карману. Поэтому, когда мне удалось познакомиться с докладом «тенденции рынка косметики и продуктов личной гигиены» в исполнении Константина Локтева, старшего менеджера по работе с клиентами NielsenRussia, я понял, что мне очень повезло. Серьезное, обстоятельное исследование именно нашей с вами целевой аудитории дает немало подсказок. Как говориться – имеющий уши, да услышит.
Приведу основные тезисы доклада со своими комментариями.
Помните, когда осенью 2008 года нам сообщили, что в мире финансовый кризис, и мы даже открыли у себя на сайте специальный раздел Кризис и салоны красоты, и в пику зловещим прогнозам коллапса мировой экономики расценили, что в салонном бизнесе кризис в основном в головах тех, кто трудится в отрасли, и прежде всего именно с этим нужно бороться. Иными словами, выстраивать свою «избушку» не как Ниф-Ниф из соломы, а прочным зданием, способным пережить ураган. Кто-то из без наших советов так поступал и раньше, а кто-то прислушался - они и не заметили снижения оборотов и падения клиентов. И наоборот – волной кризиса вымыло с рынка слабые, нежизнеспособные предприятия красивого бизнеса, владельцы и руководители которых как следует и не занимались своими салонами красоты.
Однако сегодня опять следует сделать коррективы. Потому что потребитель изменился, стал с одной стороны намного рациональнее, расчетливее и не склонен просто так тратить свои деньги, с другой стороны - массово впал в уныние, потерял веру в счастливое будущее, а когда большая половина населения считает, что если нет светлых перспектив, то есть нет радостных маяков, ради чего стоило бы жить красиво и к чему стремиться , то можно этот момент протопать и в стоптанных туфлях, обойтись от украшательства, в том числе и не слишком усердствовать в погоне за внешностью. Вы же видите из опросов, какие зафиксированы тенденции.
От себя добавлю, что значительно активизировались запросы на курсы обучения, а также возрос поток писем с вопросами о том, как жить и что делать, что поменять в своем салонном бизнесе, куда двигаться. В данной статье у меня нет задачи и возможности ответить на эти вопросы, я всего лишь обращаю внимание на то, как именно изменился потребитель салонных услуг. Причем я еще не все рассказал – готовлю аналитический материал о том, как изменился потребитель-женщина (основной клиент салонов услуг), а также как изменилось поведение потребителя косметической продукции, какие сдвиги произошли на рынке косметических средств (а там тоже большие изменения в пропорциях продаж между косметикой эконом класса, среднего класса, и премиум). Чтобы не пропустить эти релизы – продолжение нашего сериала «что происходит с клиентами салонов красоты», подпишитесь на рассылку «Новости салонного бизнеса» или присоединитесь к нам в социальных сетях.
15.11.2011
Где взять хорошего администратора салона красоты? Если устраивают деловые качества претендента и его внешний вид, тонкостям ведения дел можно обучить.
Особенно популярны сейчас дистанционные курсы.
Они хороши тем, что можно обучаться из любой точки мира, и они на порядок дешевле очных. Сочетают индивидуальный подход, удобную методику обучения и возможность заниматься без отрыва от производства.
Если Вы хотите ли получать новости, обзоры и дополнительную информацию о салонном бизнесе, тщательно отобранную нами в дебрях Интернета, а также эксклюзивную информацию, не содержащуюся ни на одном Интернет-сайте, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку нашего электронного журнала "Салонный бизнес" и регулярно получать по электронной почте анонсы новых статей и наши комментарии.
Косметическая выставка
24 часа в сутки, 365 дней в году в режиме нон-стоп виртуальная косметическая выставка Cosmo Expo. Там - перечень всех поставщиков парикмахерского и косметологического оборудования, профессиональной косметики, средств для волос и маникюра, расходных материалов для салонов красоты, центров СПА и косметологических клиник. Подробнее >>>
Оборудование для салонов красоты
Профессиональная косметика
Статьи для специалистов
Статьи о салонном бизнесе
Статьи разные
Новости косметологической выставки