В конце мая издание РБК опубликовало статью «Бизнес на красоте: можно ли заработать на парикмахерской по франшизе». Хорошая и правдивая статья, но её «хорошистость и правдивость», как мне показалось, требуют комментариев. Надо бы ещё больше света пролить на, наверное, одну из самых «потаенных» и малоизученных тем.
Все знают, что франшизы есть, все знают лидирующих на этом рынке игроков, но никто толком не знает, сколько салонов красоты с их помощью открыто и как они себя чувствуют. Не странно ли это? Может быть, вопрос кроется глубже, чем просто коммерческая тайна? Например, в плоскости экономической и маркетинговой целесообразности, детально обсуждать которую, порой, не очень лицеприятно.
Сразу хочу сказать, что я обеими руками за франчайзинг, можно сказать, я его люблю! Появившись в начале прошлого века, он произвел настоящую революцию в бизнесе, открыв многим, недоступные ранее возможности. В данном случае, вопрос в другом - имеет ли смысл открывать салон красоты по франшизе или, лучше сделать это самому или с помощью привлеченных специалистов, но в итоге получить уникальный салон красоты.
Сеть салонов красоты МОНЭ, без сомнения, замечательный и очень грамотный проект. Хорошие, относительно не дорогие, но качественные салоны красоты - мне они очень нравятся, время от времени я туда захожу, каждый раз оставаясь полностью довольным. Уверен, что проект «Точка красоты» не менее грамотный. Более того, его франшизное предложение, тоже, очень привлекательное - бюджетного уровня парикмахерские еще очень долго будут пользоваться стабильным спросом, особенно, в регионах. Это очень правильное франчайзинговое решение, возможно, единственное правильное!
Но давайте оценим описанное в статье предложение с точки зрения экономики - ведь мы же все это ради денег делаем. Вот давайте их и посчитаем.
Итак, нам предлагается потратить около двух миллионов рублей на открытие парикмахерской эконом класса, рассчитанной на 5-7 рабочих мест и площадью до 100м2. В тесноте, как говориться, да не в обиде, что абсолютно правильно с точки зрения экономии средств на аренду площадей, во многих случаях служащих для пафосного простора. Здесь - каждый метр в работу. Я, конечно, не представляю, как можно там разместить еще и детскую комнату, да её целесообразность мне видится сомнительной, ну да ладно.
В каждом регионе свои цены на аренду и ремонтные работы, поэтому, я буду опираться на московские цены, которые, заведомо выше иных. Исходя из них, средняя ставка на аренду помещения годного для эконом парикмахерской, в районе 500-550$ за м2 в год. Иными словами за площадь размером в 70м2 каждый месяц надо будет отдавать по 145 000 рублей. Первый и последний месяц обойдутся в заявленные в статье 300 000 рублей. Плюс паушальный взнос 250 000, итого 550 000 рублей. Далее ремонт, который, как ни крути, обойдется в среднем, исходя из минимально возможных 250$ за м2, примерно, в 875 000 рублей. Все вместе, около миллиона двухсот тысяч.
Далее оборудование… Не сомневаясь в возможностях франчайзера, согласимся со стоимостью в 350 000 рублей, которых, как нам обещают, хватит на всю необходимую мебель. Не учтенные здесь расходные материалы, выльются еще, примерно, в 50 000 рублей.
Еще «немного» денег придется отдать за вывеску, создание сайта, полиграфическую продукцию и прочие рекламные носители. В очень бюджетном исполнении, все это обойдется, примерно, в 150 - 200 тысяч рублей (50 000 вывеска, 70 000 создание сайта, 30 000 полиграфическая продукция).
Очень мудро замеченная необходимость в «подушке безопасности» в 200 000 рублей, и весь проект становится нам, примерно, в 2 млн. рублей, что полностью совпадает с расчетами франчайзера. Более того, могу сказать, что мало еще какой бизнес можно создать за такие «скромные» деньги и даже более этого, исходя из «канонов» салонного бизнеса – этот проект весьма недорог. Так, в среднем, на создание 1м2 салона красоты среднего класса затрачивается около 1 500 $, здесь же, фигурирует совсем другая сумма, 600$.
Потратить то мы потратили, но как обстоят дела с окупаемостью? И вот тут у меня много вопросов. Конечно, без всяких сомнений, парикмахерская эконом класса будет окупаться в разы быстрее, чем аналогичный проект более высокой ценовой категории. Но возможно ли его окупить за заявленные 18 месяцев? Ведь для этого надо, что бы с первого месяца он начал приносить прибыль, примерно, в 110 000 рублей, что само по себе уже невозможно - место надо раскрутить, а это время.
Калькуляция проста. При среднем чеке в 900 рублей, о котором говорится в статье, для достижения чистой прибыли в 110 000 рублей в месяц, должно быть 530 клиентов в месяц, это 17 человек в день, что составляет всего 25% максимально возможной загрузки. Для эконом класса - это проще простого, плановая загрузка в этом ценовом сегменте в районе 50-60%.
Вроде бы все хорошо. Но вот только по моим расчетам, при такой загрузке получается не прибыль, а убыток в 67 000 рублей. Может быть, надо что-то в моих расходах подправить. Давайте проанализируем их.
Итак:
Расходы |
Сумма |
Пояснения |
паушальный взнос в перерасчете в месяц |
4 167 |
Мы разделили 250 000 на 60 месяцев, в течение которых действует договор |
роялти |
25 000 |
Как жаль, что он не в процентах от оборота!!!! Было бы легче! |
аренда |
145 833 |
500$ 1м2 в год |
зп специалистов в % |
35,0% |
В Москве это стандартная ставка |
зп специалистов в рублях |
170 100 |
|
ах расходы в процентах |
6,0% |
Не стоит о них забывать: бумага, чай и кофе, ценники и многое-многое другое!!! |
ах расходы в рублях |
29 160 |
|
коммунальные платежки, телефон, охрана |
16 500 |
Оплату ЖКХ никто еще не отменял. |
расходные материалы в % |
10,0% |
|
расходные материалы в рублях |
48 600 |
|
Зарплата фиксированная |
||
администраторы 2 по 30 000 |
60 000 |
Эти люди вам очень понадобятся!!! |
уборщица 1 15000 |
15 000 |
|
бухгалтер 1 т 9000 |
9 000 |
|
Итого фиксированная зарплата |
84 000 |
|
реклама в месяц |
30 000 |
Поддержка и продвижение сайта, регулярные рекламные акции, размещение информации в каталогах - поверьте, это очень скромный рекламный бюджет |
Итого |
553 000 |
Для того, что бы при среднем чеке в 900 рублей и при расходах в пятьсот с лишним тысяч рублей, прибыль составила 110 000, загрузка должна быть около 45%. А это уже, минимум 31 клиент в день, и это уже серьезно. Давайте, просто подумаем, где взять столько клиентов. Мы, конечно, оптимистично создали 6 рабочих мест, предполагая, что все они будут заняты. Но найдется ли в месте расположения салона ежемесячно более 900 человек.
Клиенты, посещающие такого уровня салоны, как правило, удовлетворяют свои минимальные потребности - постричься, прокраситься, сделать маникюр и т.д. Иными словами, для них посещение салона красоты не блажь, не роскошь, не возможность «хорошо» провести время в приятном месте, а необходимость. В давние времена плановой экономики умные люди подсчитали, что на 1000 человек должно приходиться 1 рабочее место парикмахера. Это позволяло «загрузить» его работой на 100% - многие еще помнят постоянные очереди в парикмахерских.
У нас 6 рабочих мест, значит, нам нужно 6 000 человек. Мизер-скажете Вы, особенно для Москвы. Вы правы, в среднем районе Москвы живет около 60 000 человек. Но, во-первых, далеко не все они будут являться клиентами такого салона, а. во-вторых, далеко не все из них, вообще, могут быть клиентами салонов красоты, например, по возрасту. Известно, что работоспособного населения (от 16 до 60 лет) у нас, примерно, 50-55%. Именно этот контингент является основным потребителем салонных услуг. Из 60 000 остается 30 000 человек. Из них тех, кто готов в угоду экономии поступить комфортом и иными «неприложностями» салонов красоты более высокой ценовой категории, по данным статистики около 40%, т.е. 12 000 человек. Ну а теперь, вспомните, что вы не единственные на этом рынке, и рядом с вами будет располагаться около 40 салонов, из них четверть, аналогичного эконом класса, т.е. еще 10 салонов, где, в среднем, по 3 парикмахерских места. Получается, что на «несчастные» 12 000 голов приходится вместе с вами 36 рабочих мест, а это, ровно в 3 раза больше, чем нужно для 100% загруженности. Исходя из этих расчетов, вы можете рассчитывать на загрузку в 30%. Естественно, более высокий уровень сервиса и качества сделают свое дело, и люди более охотно пойдут к вам, но все равно, 50% загрузки случиться, если случится вообще, очень не скоро, никак не с первого месяца. И никакое громкое имя не поможет вам сократить путь «раскрутки» салона с нулевой до экономически целесообразной загрузки.
Более того, надо учесть, что к издержкам за аренду, фиксированную заработную плату и прочие обязательные платежи добавиться еще и необходимость оплаты минимальной заработной платы специалистов, которые едва ли готовы ждать «светлого будущего под аккомпанемент голодного бурчания в животе.
Ну и это еще не всё! Во всех франшизах меня всегда смущали слишком, можно сказать, излишне строгие условия сотрудничества. Главным образом, ограничение в ассортименте услуг. Всё понятно, защита имени франчайзера и тому подобное, но ведь конкурентные условия в каждом районе отличаются друг от друга - где-то и шесть парикмахерских кресел нормально, а где-то и двух много. А вместо них можно было бы организовать иные направления. Ведь ассортимент даже безлицензионных видов деятельности салона красоты колоссален! Но не тут было!
А ведь салонный бизнес именно этим и хорош - своей уникальной возможностью адаптироваться практически к любым конкурентным условиям за счет выбора того ассортимента услуг, который наиболее подходит у имеющейся уникальной конкурентной ситуации. В этой же ситуации, картина совсем другая - формат салона, как данность, под которую надо «подогнать» конкурентные условия. Такого в живой природе бизнеса не бывает!
Поэтому, я не очень разделяю идею приобретения франшизы в том виде, в котором она предлагается, во всяком случае, для Москвы, где абсолютно непреложным условием успеха салона красоты является его уникальная, отличная от конкурентов и полностью адаптированная к местному рынку концепция. Более того, весьма и неприглядной мне видится и экономическая целесообразность открытия эконом салона красоты – слишком много работы за очень сомнительные суммы.
А в остальном, франшиза, это здорово. Если бы у меня было много денег, то я бы обязательно открыл по франшизе, например, пару заправок BP или Макдоналдс, а на худой конец, Якиторию. А сам бы поехал куда-нибудь в теплые края внимать тонким вибрациям мироздания… Но у меня нет таких денег. Поэтому буду продолжать делать то, что делаю. Иными словами, до встречи, коллеги, на бескрайних просторах философии и метафизики салонного бизнеса.
Максим Белинский, консультант по созданию и управлению предприятий индустрии красоты. Эксперт по экономике салонного бизнеса.
17.06.2015
Где взять хорошего администратора салона красоты? Если устраивают деловые качества претендента и его внешний вид, тонкостям ведения дел можно обучить.
Особенно популярны сейчас дистанционные курсы.
Они хороши тем, что можно обучаться из любой точки мира, и они на порядок дешевле очных. Сочетают индивидуальный подход, удобную методику обучения и возможность заниматься без отрыва от производства.
Если Вы хотите ли получать новости, обзоры и дополнительную информацию о салонном бизнесе, тщательно отобранную нами в дебрях Интернета, а также эксклюзивную информацию, не содержащуюся ни на одном Интернет-сайте, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку нашего электронного журнала "Салонный бизнес" и регулярно получать по электронной почте анонсы новых статей и наши комментарии.
Косметическая выставка
24 часа в сутки, 365 дней в году в режиме нон-стоп виртуальная косметическая выставка Cosmo Expo. Там - перечень всех поставщиков парикмахерского и косметологического оборудования, профессиональной косметики, средств для волос и маникюра, расходных материалов для салонов красоты, центров СПА и косметологических клиник. Подробнее >>>
Оборудование для салонов красоты
Профессиональная косметика
Статьи для специалистов
Статьи о салонном бизнесе
Статьи разные
Новости косметологической выставки