Александр Ходаков
Боже мой, как дурят головы владельцам салонов всякого рода специалисты по раскрутке сайтов и иже с ними. Звонки по нескольку раз в неделю. Уж я-то знаю, что нет больше оптимизации и продвижения сайтов, закрыта эта тема. Кончилась полгода назад. Но осталось много «спецов по раскрутке», которые привыкли получать за это деньги, и с умным видом сидеть весь день в трусах перед компьютером. Променять такую радостную жизнь на что-то иное им не хочется, вот и продолжают всем рассказывать сказки про раскрутку сайтов. Если бы вы только знали, как большинство из них это делает на самом деле… Все, стоп. Боюсь, побьют. Да и зачем мне ссориться с бездельниками, которых много?
А вот о том, что работает, расскажу. Для любого салона красоты Интернет начинается с собственного сайта, создание которого обходится обычно в 30-50-100-150 тысяч рублей. Верхняя граница стоимости ограничена только фантазией разработчика и кошельком владельца клиники. На самом деле, сайт - это не столько имидж салона, его престижное представительство в Интернете, а прежде всего инструмент привлечения новых клиентов и работы с ними. Иными словами – рабочий инструмент повышения выручки и прибыли салонного бизнеса. Именно так его и следует оценивать.
Все нетрудно сосчитать. Срок жизни сайта (точно так же, как телевизоры и мобильные телефоны, сайты со временем морально устаревают, и их надо менять, то есть тратиться снова) составляет около трех лет. Значит, если потрачено на создание сайта 100 тысяч рублей, то каждый месяц амортизация составляет около 3000 рублей. К этому надо прибавить затраты на поддержку сайта (кто-то конечно обслуживает сайт самостоятельно, но многие не умеют и нанимают для этого на стороне специалиста за 3-5 тысяч рублей в месяц). Имеется в виду, что поддержка – это небольшие работы из серии «заменить, убрать, поставить» какие-то новости, картинки и так далее (то есть не идет речь о «раскрутке» сайта). В данном случае, себестоимость содержания сайта составляет 6-8 тысяч рублей в месяц. Такой сайт обычно не слишком продуктивен – ежедневно его посещает 10-20 человек, в месяц -300-400 посетителей, каждый из которых обошелся в 20 рублей. Посчитайте ваши реальные затраты на создание сайта и его поддержку, хостинг и доменное имя, поделите на свою текущую посещаемость и получите свою собственную цифру. Из опыта Интернет-статистики можно рассчитывать на то, что с такого рабочего инструмента (сайта) с посещаемостью 20 человек в сутки в салон красоты в течении месяца придет разве что один первичный клиент, на которого вы в итоге потратили 6-8 тысяч рублей. Но самое главное не стоимость клиента, а то, что для такого варианта Интернет-рекламы один-два первичных клиента – это предел возможностей, перепрыгнуть который еще никому не удавалось. Строго говоря, так обходиться со средой Интернета, откуда многие черпают гораздо большее число первичных клиентов, просто непродуктивно и нерентабельно. Что же можно сделать?
Откуда взять новых клиентов в Интернете?
Существует минимум семь возможностей привести потенциальных клиентов на сайт вашей салонный клиники, например:
Все эти способы могут потребовать каких-то затрат (вложений средств или усилий), но сравнительно небольших. Речь идет об экономной рекламе салона красоты. Главное – можно добиться гораздо более дешевой себестоимости привлечения клиентов, чем от печатной, наружной и других видов рекламы. Да и свой собственный сайт обходится, оказывается, дороже чем просто заказывать рекламу. Но об этом позже, для того чтобы сравнивать эти каналы Интернет-рекламы нам надо определить показатели сравнения, позволяющие оценивать в деньгах стоимость контакта, стоимость звонка и стоимость привлеченного первичного клиента.
Три главных стоимостных показателя экономической эффективности (рентабельности) Интернет рекламы.
Существуют три объективных цифры, которые доступны вам для того, чтобы рассчитать затем показатели эффективности рекламы в Интернете и перевести все в деньги.
Все эти цифры и рассчитанные на их основе показатели эффективности Интернет-рекламы важны, за ними надо следить. И главное – расчетливо выстраивая свою рекламу в Интернете можно спрогнозировать число клиентов и то, во сколько они будут обходиться. Понимать, сколько нужно затратить денег рекламного бюджета, чтобы получить нужное число первичных клиентов. Ведь когда их слишком много, и их невозможно обслужить, это тоже плохо. Вы скажете, что это из серии мифов – нет, я лично видел, как звонящим потенциальным клиентам отказывали, не находя свободного места в графике записи. Рассмотрим подробнее технику работы при определении рекламного бюджета.
Как рассчитать стоимость контакта
Посещаемость сайта – объективная цифра, для измерения которой есть весьма информативные счетчики, часть которых можно установить бесплатно. Лично мне нравится счетчик www.livinternet.ru. Но в любом случае следует помнить, что все счетчики считают с погрешностью около 20% в сторону занижения (часть переходов не засчитывается). Точную статистику можно определить по логам сервера, но обычно просто показания счетчика увеличиваются на 20% для получения корректных цифр привлеченной аудитории.
Теперь, зная месячную цифру посещаемости сайта, умножаем их на корректирующий коэффициент 1,2, делим затраты на Интернет-рекламу и определяем стоимость контакта.
Например, на рекламу в Интернете потрачено 15 000 рублей месячного бюджета, посещаемость сайта составила 1500 человек в месяц, то стоимость контакта составляет 10 рублей. Вполне достижимые цифры, если выбраны правильные методы Интернет-рекламы. Сравните – это вдвое дешевле, чем стоимость контакта при собственном сайте, раскруткой которого никто не занимается. Кстати, еще раз - раскрутка сайта («поисковая оптимизация») – уже практически не работает, и к тому же это далеко не самый выгодный способ Интернет-промотирования, но об этом позже.
Стоимость звонка и стоимость (затраты на привлечение) первичного клиента
Определяются еще проще – поделить месячный рекламный бюджет на число звонков и первичных клиентов. Если реклама в Интернете ведется точно, то обычно звонок обходится в 2-3 тысячи рублей, если очень точно – то в 1000 и меньше… Понятно, что следующий показатель – число пришедших первичных клиентов, сильно зависит от квалификации администратора. От того, насколько квалифицированно он поговорит с потенциальным (заинтересованным, раз позвонил) клиентом, зависит показатель закрепляемости (так называют в колл-центрах показатель стоимости клиента). Можно нагнать на сайт большую толпу из тысяч потенциальных клиентов, потратив на каждого, например, 10 рублей. Но если администратор будет каждый раз терять по 1000 рублей, не сумев профессионально довести позвонившего до дверей салона красоты, это будет похоже на то, как бесконечно наливают воду в дырявое ведро. Вот почему мы, если беремся за рекламу какого-либо салона красоты в Интернете, обязательно проводим обучение администраторов искусству телефонного общения. Оказывается, их этому никто не учит!
Познакомившись с главными показателями эффективности Интернет-рекламы салона красоты, разберем теперь каждый из перечисленных выше каналов, которые можно задействовать для того, чтобы привлечь потенциальных клиентов.
Вариант 1 - поисковая оптимизация
В целом, до недавних времен это был замечательный способ, хотя об этом уже столько написано, что повторяться не хочется. Если кратко, то когда потенциальный клиент ищет, где бы постричься или сделать массаж, то нужно оказаться перед его глазами на первых страницах, а еще лучше – на первых строчках результатов выдачи поисковых систем Яндекс, Гугль и Рамблер. Как это делается – вам не расскажут. Или не расскажут правды – «секрет фирмы». Да и не нужно вам сильно в это вдаваться. Как заказчику такого варианта использования Интернета Вам нужно знать главные плюсы и минусы:
Плюсы:
Минусы
Резюме: несмотря на кучу минусов, один из распространенных способов использования Интернета как источника первичных клиентов. Просто про этот способ все слышали, а про другие варианты – нет.
Вариант 2 - поисковая реклама
Имеется в виду показ платных строчек объявления вашей клиники на сайтах посиковых систем (обычно справа от поисковых результатов), или на медицинских сайтах. То есть, целевой трафик (посетителей) можно попросту купить в Яндекс-директ и Гугль Адсенс. Сделать это можно через специалистов или самостоятельно (не рекомендую, механизм сложный, освоить его конечно можно, но это целая профессия, без знания которой вы будете платить очень дорого). По хорошим ключевым словам цена за переход (за посетителя, пришедшего на ваш сайт) составляет в районе 100 рублей. Если нанимать специалистов – то вдвое дешевле за счет тонкого подбора подходящих поисковых фраз (тут тоже надо думать головой, см. выше минусы поисковой оптимизации). Что делают специалисты поисковой рекламы? Разбавляют «дорогие» фразы менее значимым, но более дешевыми (это хорошо!), расширяют число поисковых фраз почти до полусотни-сотни, выставляют таргетинг (вам ведь не нужны жители других городов!), и так далее, тем самым добиваясь снижения стоимости контакта порой до 30 рублей и ниже.
Плюсы
Минусы
Резюме: неплохой способ для быстрого срабатывания, когда требуется быстро привлечь потенциальных клиентов, но для постоянного использования есть более дешевые и эффективные варианты.
Вариант 3 – баннерная и тизерная реклама
Вариант почти идентичный предыдущему, только в несколько раз дешевле. На баннеры кликают меньше, на тизеры – гораздо чаще. Первые, правда, выполняют также роль имиджевой рекламы (фирменный стиль салона), но тизеры (текстовые баннеры, похожие на объявление на Яндекс-директе, но плюс с небольшой картинкой) гораздо продуктивнее. Точно так же, как поисковая реклама, баннерная и тизерная реклама работает, пока заплачено за размещение, то есть не имеет пролонгированного эффекта. За счет чего возникает экономия по сравнению с поисковой рекламой? Дело в том, что все поисковые домашние рекламные подразделения размещают свои поисковые объявления не только у себя в поисковике, но и на сайтах по теме «красоты и здоровье», оплачивая владельцам этих сайтов лишь часть от полученной от рекламодателей суммы (поступая как обычно рекламное агентство). Соответственно, с владельцами сайтов можно договориться о том, чтобы обойтись без крупного посредника. Вот откуда экономия. И значительная. А отдача от такой рекламы бывает даже больше, потому что размещаются баннеры и тизеры обычно в более подходящих местах, чем реклама поисковиков, да и выглядит эффектнее (меньше похоже на традиционную рекламу). Мы, например, размещаем тизеры на десятках медицинских и женских сайтах, обеспечивая практически в два и более раза более дешевый вариант по стоимости контакта, чем поисковая реклама.
Плюсы:
Минусы
Резюме: значительно более экономный способ получить практически то же самое, как и поисковая реклама.
Вариант 4 - контекстная реклама
Речь идет об опубликовании статей и новостей с рекламой салона на сайтах с целевой аудиторией. Прямая аналогия со статьями в журналах, посвященных теме «красота и здоровье». То есть, потенциальный клиент прочитал, заинтересовался и позвонил. Здесь важен охват аудитории – в Интернете огромное количество сайтов, из которых надо выбирать. И если не знаешь, какие из них «надутые и пустые внутри» обязательно проиграешь, выкинешь деньги на ветер. Мы отфильтровали пустышки, освоили «пакетное размещение», когда статья выходит сразу на многих сайтах, и обходится в небольшие деньги. Рекомендуемый темп – две-три статьи ежемесячно.
Плюсы:
Минусы
Резюме: способ, рассчитанный на более дорогих первичных клиентов с пролонгированным обслуживанием ( например курс процедур) – можно рекламировать то, что требует большего осознания, больше взвешенности при принятии решения, выработки большего доверия к салону (мезотерапия, коррекция фигуры, аппаратная косметология и т.п.).
Вариант 5 - каталоги салонов красоты
Есть несколько десятков сайтов, где сведены в единый список все салоны красоты города. Некоторые из этих сайтов берут ежегодную оплату, некоторые – однократный взнос. Некоторые размещают информацию вообще бесплатно. Не все такие каталоги заслуживают внимания, но поскольку цена вопроса невелика, рекомендуем выделить на это средства. Для своих мы обеспечиваем попадание в несколько таких каталогов за умеренную фиксированную стоимость без каких-либо поборов впоследствии, причем размещение идет по станциям метро, и ваш салон красоты ставится первым в списке, и снабжается подробным описанием услуг и иллюстрациями.
Плюсы:
Минусы:
Резюме: в каталоги надо однозначно попадать, ведь многие ищут салон красоты рядом с метро.
Еще два перечисленных в начале документа вариантов Интернет-рекламы – блоги и социальные сети и рассылки требуют очень много усилий, и их можно пока отнести к не отработанным как следует вариантам Интернет-рекламы. Поэтому мы их всерьез рассматривать не будем.
29.01.2010
Чтобы администратор салона знал все тонкости специфики работы, его надо обучать.
Чтобы не оплачивать потери при прохождении очного курса, связанные с отрывом от производства, всё чаще выбирают дистанционный вариант обучения.
В чем его преимущества? Демократичная цена, возможность учиться без отрыва от работы, постоянный контроль со стороны руководства.
Если Вы хотите ли получать новости, обзоры и дополнительную информацию о салонном бизнесе, тщательно отобранную нами в дебрях Интернета, а также эксклюзивную информацию, не содержащуюся ни на одном Интернет-сайте, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку нашего электронного журнала "Салонный бизнес" и регулярно получать по электронной почте анонсы новых статей и наши комментарии.
Косметическая выставка
24 часа в сутки, 365 дней в году в режиме нон-стоп виртуальная косметическая выставка Cosmo Expo. Там - перечень всех поставщиков парикмахерского и косметологического оборудования, профессиональной косметики, средств для волос и маникюра, расходных материалов для салонов красоты, центров СПА и косметологических клиник. Подробнее >>>
Оборудование для салонов красоты
Профессиональная косметика
Статьи для специалистов
Статьи о салонном бизнесе
Статьи разные
Новости косметологической выставки