Александр Ходаков
Даже не обсуждается, что сарафанное радио на сегодняшний день - один из лучших источников, пополняющих салоны новыми клиентами. Это в том случае, когда отзывы о салоне красоты позитивные. И наоборот - ничто так не отпугивает клиентов, как негатив о салоне, высказанный или опубликованный где-то. Может ли руководитель салонного бизнеса как-то влиять на рекомендации? Конечно да! Поговорим об этом.
О том, как «включать» сарафанное радио как его усиливать, и даже как им управлять, можно узнать, прочитав десятки статей, книг, пройдя курсы обучения и так далее. Кстати, в них можно найти и действительно дельные советы, главное - пробовать. Потому что то, что срабатывает и приносит поток клиентов у одних, у других может не дать никакого результата. Перечислять все варианты в одной статье не получится, поэтому остановлюсь подробнее только на одном, довольно значимом. Сегодняшняя тема - отзывы о салоне красоты в Интернете, как с ними работать.
Живое - не живое
Сразу поделим все отзывы на естественные и на искусственные. С естественными всё понятно - их пишут живые люди, оставляя их либо на своих страницах в блогах или соцсетях, либо на сайтах с каталогами салонов красоты, где зачастую на странице конкретного заведения можно сделать запись своего комментария. Как правило, все живые отзывы - ругательные. Почему редко пишут позитив? Банально лень на это тратить время, но есть еще одна причина - делиться положительным отзывом о своем косметологе или парикмахере, это всё равно, что рыть себе же яму - к нему будет трудно записаться. А вот выплеснуть негативные эмоции, чтобы «отомстить» за хамство или сожженные волосы - на это многим не жаль энергии и времени.
Только не надо думать, что абсолютно все негативные отзывы относятся к естественным. Под них подделываются и искусственные отзывы, сделанные руками конкурентов. Они нередко пишут пасквили на соседей, чтобы тех очернить и попробовать переманить к себе клиентов.
Как поступать с отзывами
Что делать с естественными отзывами? Постоянно мониторить! То есть, искать их и находить. Забивая фразу в Яндексе «салон красоты такой-то отзывы» искать сначала в большом поиске, затем отдельно – в поиске по блогам (есть в Яндексе такая опция). Если найден негативный отзыв, то надо быстро принимать меры, персонально разбираясь с каждым случаем. Если автора можно найти, а в половине случаев это можно сделать (особенно если это пост в соцсети или блоге), то лучше лично обратиться к нему - как минимум проявить участие, извиниться, расспросить о подробностях причины недовольства, и может быть предложить приемлемую компенсацию в обмен на уничтожение антирекламы. Для разумного руководителя салонного бизнеса плохой отзыв - это не обида, а сигнал к действию, к установлению обстоятельств. Повод к проведению расследования с непременным затем определением виновных и наказанием. Ведь ложка дёгтя портит бочку мёда, а дурной отзыв может отвадить немало клиентов, которые может быть и пошли бы в салон, только вот, прочитав «страшилку» о сожженных волосах без сомнения передумают.
Когда в отзыве неправда
Что делать, если отзыв анонимный, и достучаться до автора не получается? Все равно проводить следственные действия! И если при этом установится, что названная в отзыве парикмахер Маша не могла сжечь волосы, потому что либо такой работницы у вас просто нет, либо она в день публикации отзыва была в отпуске, становится ясно, что опубликованное - чистой воды поклёп. Все расстроенные клиенты пишут жалобы исключительно сгоряча - день-день, реже - на следующий день. Когда они остыли и успокоились, мало кто станет тратить свое время на месть. Конечно, клинические случаи тоже бывают, среди клиентов попадаются вздорные психопатические личности, но согласитесь - это исключение.
Итак, вы установили, что на ваш бизнес наезжают. Негативный отзыв явно опубликован конкурентами. Что делать? Вы пишите там же (часто такая опция есть - дать комментарий) примерно следующее:
«Я руководитель салона такого-то, очень трепетно отношусь к качеству услуг в нашем салоне красоты, потому обнаружив такой отзыв немедленно провела служебную проверку, по результатам которой выяснилось…» И дальше - всю как есть правду. Что никакой Маши у Вас не работает, или Маша в этот период была в отпуске и не могла сжечь волосы. Что все попытки связаться с автором отзыва не увенчались успехом, а если он объявиться - вот мой телефон, звоните! А поэтому указанный отзыв - ложь, желание навести тень на плетень, желание подорвать репутацию. И так далее. Много писать не надо, никаких резкостей допускать то же ни к чему. Вы достойно и при этом гордо и прямо называете вещи своими именами - наш салон не мог так поступить с клиентом, а прятаться за анонимными кустиками, да из-за них поплевывать у конкурентов желание большое, но мы такого не позволим.
Вся сила в правде
Все это работает. Да и вообще, в фильме Брат-2 была фраза: «вся сила в правде». И правда, если вы провели внутреннее расследование и убедились что ни в чем не виноваты, - за вами.
Стоит ли писать искусственные положительные отзывы про самих себя? Маркетологи говорят, что это надо делать. Я воздержусь от советов, тут каждый решает сам. Лично у меня обилие однотипных хвалебных отзывов из серии «Спасибо косметологу Кате, мне очень нравится, как она работает, и кожа у меня улучшилась» кажется по-детски наивной попыткой меня убедить в том, что это писал кто-то из клиентов, а не сама Катя или администратор Оля. Может быть, кто-то на подобное клюет, но я это понимаю по-своему: у косметолога Кати совсем нет клиентов, а значит я к ней лучше не пойду.
Если честно, я совсем не понимаю, зачем на сайтах салонов красоты делается раздел «отзывы», где выкладываются такие же, как в приведенном выше примере вымученные фразы, опять же подписанные анонимно «Елена Степановна» или «Ольга Андреевна». Кого мы хотим этим обмануть? Вот если бы рядом с отзывом была бы реальная фотография этой Елены Степановны, ссылка на ее страничку в соцсети, где видно было бы, что то живой человек, а значит ее отзыв - естественный, вот такое меня бы убедило. Но я не видел ничего подобного ни на одном сайте салонов красоты.
Резюме
Раз вы дочитали досюда, значит, вы как минимум интересуетесь - как быть и что делать с отзывами. Их можно игнорировать, а можно с ними работать. Игнорировать можно, когда ты велик, как слон (в басне Крылова он шел, не обращая внимания на лаявшую где-то под ногами моську). Но если учесть, что сегодня даже в крупнейших мировых корпорациях есть служба мониторинга, которая отслеживает все что пишется в Интернете, борется с негативом и старается его блокировать, то нам, предприятиям сферы услуг, очень чувствительным к репутационным рискам, игнорировать отзывы всегда будет дороже, чем с ними работать. Затраты времени на мониторинг отзывов в Интернете минимальные. Делать это каждый день малопродуктивно, я бы рекомендовал это делать хотя бы раз в две недели. Или раз в неделю. Но зато, если Вы обнаружили негативный отзыв и во-время приняли меры, это может спасти салон красоты от потерь.
16.11.2013
Чтобы администратор салона знал все тонкости специфики работы, его надо обучать.
Чтобы не оплачивать потери при прохождении очного курса, связанные с отрывом от производства, всё чаще выбирают дистанционный вариант обучения.
В чем его преимущества? Демократичная цена, возможность учиться без отрыва от работы, постоянный контроль со стороны руководства.
Если Вы хотите ли получать новости, обзоры и дополнительную информацию о салонном бизнесе, тщательно отобранную нами в дебрях Интернета, а также эксклюзивную информацию, не содержащуюся ни на одном Интернет-сайте, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку нашего электронного журнала "Салонный бизнес" и регулярно получать по электронной почте анонсы новых статей и наши комментарии.
Косметическая выставка
24 часа в сутки, 365 дней в году в режиме нон-стоп виртуальная косметическая выставка Cosmo Expo. Там - перечень всех поставщиков парикмахерского и косметологического оборудования, профессиональной косметики, средств для волос и маникюра, расходных материалов для салонов красоты, центров СПА и косметологических клиник. Подробнее >>>
Оборудование для салонов красоты
Профессиональная косметика
Статьи для специалистов
Статьи о салонном бизнесе
Статьи разные
Новости косметологической выставки