Спартак Каюмов
Отношения между салоном красоты (СК) и клиентами (К) напоминают отношения между мужчиной и женщиной. СК выступает в роли мужчины, клиент в роли женщины. В большинстве случаев СК пытается добиться признания у К. В редких случаях происходит наоборот, когда мужское Я салона настолько сильное, что клиенты сами пытаются добиться признания.
Уловки, которые используют представители разных полов для привлечения внимания, обычно описывают в журналах типа "Men's Health" и "Cosmopolitan" - - "Как завоевать мужчину за 5 дней", "10 способов понравиться на вечеринке" и т.д.". Отдельного внимания заслуживают статьи из разряда "Как удержать друга (подругу)". Наиболее удачные наблюдения, позволяющие их использовать в салоне красоты, будут освещены в статье. Да простят читатели несколько сатирический настрой статьи, поскольку тема очень драматична и трудно описывать без юмора сложные проблемы.
Кто такой постоянный клиент? Действительно ли значимо его влияние на экономику салона красоты? Трудно отнести к категории постоянных клиентов посетивших СК 2 раза. Еще хрупка связь между СК и К. Очень напоминает отношения полов. Как говорится "один раз еще не ой-ёй", а второй раз может быть и на прощание. И снова поиск друга. Вот в третий раз появление К в СК, это уже серьезно. Что-то запало в тонкую, ранимую душу К и уже маета и томление, пока еще не объяснимое на словах. Разве их женщин поймешь, что они хотят. За время работы в женских коллективах я понял одно, что не нужно пытаться объяснить поведение женщины мужской логикой. Это не подвластно пониманию, все на чувствах и на эмоциях. Констатировать можно только блеск или уныние в глазах.
Мне понравилась классификация постоянных клиентов, принятая в одном из салонов красоты Саратова. До шести посещений в год - постоянный клиент. Шесть и больше посещений в год - это особо важный постоянный клиент. Эта классификация вводилась не cтолько как для оценки динамики развития салона красоты, сколько как для ввода новых систем поощрения сотрудников.
Приверженность клиентов салону красоты можно оценивать по соотношению числа постоянных клиентов к общей посещаемости за месяц. Если в месяц приходят больше 50% от общей посещаемости постоянные клиенты, то можно говорить о высокой лояльности клиентов. Если через год после начала работы у вас меньше 50%, то надо бить тревогу. В СК присутствуют определенные проблемы.
Существует универсальное правило Паретто (в разных источниках он либо французский социолог, либо бельгийский экономист) - 20 и 80 . Согласно этому правилу 20% позиций ассортимента товаров и услуг дают 80 % выручки. 80% оборота компании делают 20% сотрудников и 20% клиентов дают 80% выручки. Прошу отметить именно выручки, а не прибыли. Среди самых важных 20% клиентов, скорее всего 80% - это постоянные клиенты. Отсюда и четкое понимание того, что постоянные клиенты являются важным фундаментом экономической стабильности салона красоты. Поэтому все действия направленные на работу с постоянной клиентурой должны носить очень осторожный характер, особенно это касается скидок и подарков.
Стадия развития отношений СК и ПК очень похожи на отношения супругов.
Если первые два посещения салона красоты напоминают период ухаживания. Одна из сторон, как правило, СК, хочет понравиться К.
С третьего посещения мы говорим уже о серьезности намерения сторон.
С третьего по шестое посещения у сторон - медовый месяц в отношениях. Еще пока до конца стороны друг не узнали. И клиент ведет себя пока не как дома, и салон не допускает некую вольность.
События, развивающиеся после пятого посещения (у кого - то раньше, у кого - то позже) напоминают первые годы брака. Клиент уже не скрывает своих особенностей характера. Как правило, в этот момент клиент пытается уменьшить дистанцию в отношениях с мастерами и с администраторами.
Работники салона красоты то же не уступают в желании показать себя близкими людьми с клиентами. Притупляется настрой на клиента. Уже можно чуть опоздать на работу, клиент же поймет (супруги в этот момент уже поругиваются между собой или яркий пример: жена в бигудях и в халате встречает мужа после работы. Для разнообразия можно добавить кефирную маску на лице). Частая причина разводов в ранних браках именно из-за нежелания одной из сторон идти на уступки. В салонном бизнесе наиболее частые причины "развода" это недисциплинированность персонала и постоянные опоздания клиента на процедуру. В Новосибирске меня спросили (салону красоты пять лет), что делать с клиенткой, постоянно опаздывающей на 40 мин. На замечания она реагирует очень эмоционально. Хлопает дверью и уходит из салона, чтобы опять вернуться через два месяца. Такое поведение очень нервирует персонал, особенно администраторов. Им постоянно приходиться гасить конфликты с клиентами, идущими в записи после "любимой".
Как быть с таким клиентом? Такой клиент уже важен, с таким уже стоит выстраивать политику во взаимоотношениях. Ежемесячно он оставляет в салоне деньги. Как муж приносит получку - ну, попахивает от него спиртным в этот момент и на рыбалку ходит с друзьями по выходным. Тут уж вам решать, готовы ли терпеть эти недостатки и подстраивать расписание под этого клиента. Можно подавать на развод и пусть уходит в другой к другой жене (в другой салон красоты).
Через год другой после первого посещения салона красоты отношения напоминают брак со стажем 7-15 лет. Вроде все устраивает в отношениях, и живут душа в душу, но хочется новенького и острого. И потянуло клиента на сторону. Многие директора отмечают, что даже самые лояльные клиенты начинают в это время "изменять" салону. Как правило, они возвращаются, убедившись, что лучше своего ничего нет. Падают в ноги, извиняются и снова "изменяют". Что делать? Как правило, в России, чемодан в коридоре и пошел вон.
Мне ближе восточный подход. Многоженство. Ну не сможете вы дать привередливому клиенту все услуги, которые существуют в мире. Придется смириться, но постараться стать любимой женой. Ну, кто еще как не первая жена знает обо всех проблемах мужа. Гастрит, простатит и остеохондроз еще не самые большие мужские проблемы. Корабли всегда возвращаются в свою гавань, если им там рады. Вот на этом этапе отношений мы и рассмотрим какие приемы используются в салонах красоты при вырабатывании политики работы с постоянным клиентом (ПК).
Предлагаю рассмотреть два варианта политики: внешняя и внутренняя политики. Начнем с внутренней политики салона красоты.
Первый способ выстраивания отношений с ПК, он самый простой и самый трудный. Надо подобрать приветливый персонал. Улыбка плюс хорошие зубы (это без юмора) первый залог становления симпатий клиента к салону. Купите администраторам за свой счет туфли. 5000 рублей думаю, сможете найти. "Для первого впечатления нет второго шанса" - гласит немецкая поговорка. Но и для второго и третьего шанса нет второго шанса. Мы описываем ситуацию, когда клиент начинает поглядывает на сторону. Пусть в другом салоне его встретит неряха в шлепанцах. Вам же надо поддерживать статус лучшей жены.
Второй способ: Заведение карточки постоянного клиента. Я видел много карточек, но лучше чем в спецслужбах я не видел. Принципиальное мнение по поводу карточек. У меня есть 66 - пунктное досье клиента. В карточках должны быть указаны все моменты, помогающие завести длительное знакомство и формирующее о вас как о приятном собеседнике. Из двух новых знакомых вам всегда ближе тот, кто имеет с вами общие черты биографии. Либо это один город, либо профиль ВУЗа. Может у вас мужья работают в ГИБДД. Да мало ли общих тем.
Но есть темы разговора, которые считаю не надо использовать для общения.
Спартак Каюмов.
28.11.2007
Чтобы администратор салона знал все тонкости специфики работы, его надо обучать.
Чтобы не оплачивать потери при прохождении очного курса, связанные с отрывом от производства, всё чаще выбирают дистанционный вариант обучения.
В чем его преимущества? Демократичная цена, возможность учиться без отрыва от работы, постоянный контроль со стороны руководства.
Если Вы хотите ли получать новости, обзоры и дополнительную информацию о салонном бизнесе, тщательно отобранную нами в дебрях Интернета, а также эксклюзивную информацию, не содержащуюся ни на одном Интернет-сайте, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку нашего электронного журнала "Салонный бизнес" и регулярно получать по электронной почте анонсы новых статей и наши комментарии.
Косметическая выставка
24 часа в сутки, 365 дней в году в режиме нон-стоп виртуальная косметическая выставка Cosmo Expo. Там - перечень всех поставщиков парикмахерского и косметологического оборудования, профессиональной косметики, средств для волос и маникюра, расходных материалов для салонов красоты, центров СПА и косметологических клиник. Подробнее >>>
Оборудование для салонов красоты
Профессиональная косметика
Статьи для специалистов
Статьи о салонном бизнесе
Статьи разные
Новости косметологической выставки